Автопробег «Роза Ветров» 2012 (РСО — Алания)
Побывав на зимнем джип-фестивале в Северной Осетии, я влюбилась в эту республику сразу же и навсегда. Древняя культура, вплетенная в современную жизнь, огромные горы, которых не увидишь у нас здесь, особый местный колорит — все это произвело крайне благостное впечатление — у меня появилась мечта побывать там еще и не единожды.
И вот, настал тот день и час, когда Владикавказский джип-клуб объявил об автопробеге. Из Краснодара туда собрались
Экспедиция на Кольский полуостров
Маленькая предистория.
Год назад волею судеб и стараниями друзей попали на ежегодную экспедицию " Карелия Трофи", где сидя возле костра познакомились с тогда ещё не джиперами: Лёхой и его супругой Наташей из Североморска (закрытый пригород Мурманска). В тот весёлый коньячный вечер мы были приглашены на Кольский...
За год, что прошёл между поездками, произошло много, но вот звёзды сошлись. Лёха стал обладателем Ниссан Сафари, а мы подлатали
ПУТЕШЕСТВИЕ В УШТУЛУ
ВСТУПЛЕНИЕ. Урочище Уштулу находится в верховье Черекского ущелья в пограничной зоне Кабардино-Балкарии, примерно в двадцати пяти километрах от селения Верхняя Балкария.
Во времена Советского Союза здесь проходил всесоюзный туристский маршрут. На приюте «Северный» туристы останавливались набраться сил перед прохождением перевала Гезевцек Большого Кавказского Хребта. Здесь была построена лечебница с целебными нарзанными ваннами. Лет 20 назад горная дорога была
Абхазия – это не только море, озеро Рица, Новоафонские пещеры и чача.
Абхазия – это волны облаков под ногами, россыпь крупных звёзд над головой, коровы, облизывающие снег и большие добрые пастушьи собаки, сладкая ледяная вода и ГОРЫ – без всяких прилагательных…
Абхазия
День первый.
Преодолеваем жару и дороги Краснодарского края, по конфигурации и качеству которых можно судить, что здесь никогда не ступит нога гостей Олимпиады. Для них путь только по воде и по воздуху. Двухполосные серпантины с реверсивным движением – для местных жителей. «Если есть на свете рай – это Краснодарский край» — вспоминаю рекламный слоган.
На границе нас встречает друг Тимура местный житель Лёва – большой, добродушный, с мудрыми глазами и застенчивой улыбкой. На территории Абхазии всё по-иному. Машин мало, дороги с хорошим асфальтом (по словам Лёвы асфальту не менее 20 лет!), цветущие и благоухающие невиданные деревья, уютные скромные домики. Лишь баннеры вдоль обочины напоминают, что мы не в прошлом веке, где дружно, мирно и счастливо живут строители коммунизма:).
Наша экспедиция из пяти разномастных внедорожников – Тойота Лендкрузер, Тойота Прадо, Сузуки Эскудо, Нива и Уаз — торжественно въезжает в просторный двор гостеприимного Лёвы и его родителей в Гаграх. Места достаточно и для машин, и для автотуристов. За большим столом отмечаем приезд, угощаемся чисто абхазскими лакомствами. Море – в нескольких минутах ходьбы. Грациозные пальмы, утопающие в цветах магнолии и олеандр соседствуют с угрюмыми многоэтажками, печально взирающими на всю эту красоту выщербленными глазами окон. Пляж чистый, полупустой. Тёплое ласковое море.
Мне не дают покоя увиденные по дороге строения, напоминающие сказочные старинные замки с соответствующей архитектурой, заросшие плющом, лианами и прочей экзотикой. Хочется запечатлеть всё на память. Лёва усаживает желающих в свой УАЗ, откидывает тент, и мы летим навстречу ветру осматривать Гагры.
День второй и третий.
«Попсовая» часть экспедиции. Посмотреть Рицу и Новый Афон сам бог велел. Красоту озёр, водопадов, пещер слегка затмевает большое количество туристов и продавцов чего-нибудь – еды, питья, снимков в национальной одежде или с живыми животными на руках, ступенек на смотровые площадки, парковочных мест…
На ночлег поднимаемся в горы над озером Рица. Кое-где ещё встречается снег. По пути пьём целебную воду Ауадхара на высоте около 1600. Примечательно, что по дороге нам встретилась «водовозка» местного завода– подтверждение «настоящести» бутилированных минеральных вод. Хотя из трубы газировка и вкуснее, и полезней. Однозначно!
Дорога заканчивается. Среди раскидистых высоких хвойных деревьев ставим палатки и мобильные столики в ряд – пора поужинать. Внезапно из кустов материализуется человек – то ли пастух, то ли леший. Важно представившись именем негативной личности, предлагает не бояться ничего на его территории и очень жаждет общения. При шуме мотора большой машины типа ГАЗ66, человек восклицает: «О-о! Мои друзья приехали», растворяясь в лесу. На полноприводном «Бычке» с лебёдкой подъезжают Абхазские пограничники. После нескольких строгих фраз за выяснением наших личностей и цели нахождения на территории границы, официальная часть заканчивается. Чуть позже общение перейдёт в более непринуждённую плоскость, предварительно прозондировав с нашим проводником Лёвой наличие общих знакомых.
Третий день в Абхазии выдался очень насыщенный и продолжительный. Спуск с верховьев Рицы в Новый Афон растянулся до обеда. На уровне моря было жарко и душно. Спасением на пару часов оказалась Новоафонская пещера. Храм Симона Кананита, рукотворный водопад и озеро, старый ж/д вокзал – очень впечатляюще. Однако многочисленные парковки – по 100 руб с машины при кратковременной остановке (в стиле О. Бендера) слегка нервировали.
Солнце клонится к горизонту. Наши машины, вырвавшись за пределы цивилизации, радостно урча моторами, взмывают к облакам на горном серпантине. Абсолютно дикие места и добротный (без выбоин и ям) асфальт.
«Куда ведёт эта дорога?» — спрашиваем у Лёвы.
Оказывается, перед развалом Союза здесь планировался горнолыжный курорт. Нынче он – на Красной поляне. Зато в Абхазии остался асфальт – качественный и долговечный, ведущий в никуда…
Со смотровых площадок мы видим то побережье с огоньками высоток, то волнистые мягкие облака, разделяющие нас с землёй. Ощущения – непередаваемые!
Наши машины поднимаются всё выше и выше. Асфальт обрывается у огромной поляны, одним краем висящей над бездной. Здесь – стартовая площадка парапланеристов. Разбег, прыжок – и ты ПТИЦА!
Но не сегодня.
Нас уже обступают сизые сумерки. Все немного утомлены, хочется пассивного отдыха. Тем не менее, принимаем обоюдное решение двигаться выше, к балаганам, подальше от хоть и не оживлённого, но асфальта.
Деревья постепенно сходят «на нет», и мы выныриваем на абсолютно открытое всем сторонам света плато – район горы Мамдзышха. Нас встречают лохматые умные собаки, робкое блеянье коз и много домиков-избушек разной степени изношенности. В щели одних заглядывает ранняя луна. Другие – крепкие, приземистые гостеприимно распахивают двери навстречу незнакомым усталым путникам.
Из более 2-х десятков балаганов заняты лишь два. Мы познакомились с пастухом Артуром. Уроженец Абхазии, прописан в Волгограде, живёт в Гаграх, учится в Новороссийском ВУЗе. Речь и образ мышления выдают образованного человека. Артур говорит, что даже когда закончит учёбу и будет работать, всё свободное время будет проводить здесь, потому что любит горы, покой и это его Родина.
У Мамдзышхи мы задержались на 2 ночёвки. Горная прохлада ярким контрастом очерчивала нас от знойного побережья. Взирая сверху на море, неведомо в каком месте сливающееся с горизонтом, совсем не хотелось возвращаться в душное марево. Пригодилось то, что кроме четырёх колёс у нас имеется по две ноги. Воспользовавшись ими, поднялись на вершину Мамдзышхи, где стоит тренога, залезли в медвежью пещеру, о существовании которой поведал пастух Артур. Очень даже ничего пещера, однокомнатная, при случае можно укрыться от непогоды и прочих катаклизмов – грозы, например. Памятник молодому парню неподалёку, погибшему от молнии, подтверждение, что так бывает, к сожалению…
На следующий день прогулялись в районе перевала Бамбаяши. На Зонтик (гора такая) решили не подниматься. Уж больно солнце жёсткое припекло:). Вообще, места здесь очень загадочные и неизведанные. В этом ущелье (Жоэкварском) находится вырубленный в скале тоннель, то ли остатки караванного Щёлкового пути, то ли ещё какого древне-стратегического назначения. Неподалёку – построенный принцем Ольденбургским водопровод из керамических труб,
питавший в прошлом Гагру. Удивительно, что такие красивые и дикие места всего в каких-то нескольких десятков километров от цивилизации. И с туристами тут явно не густо!
Вроде бы, пора спускаться на побережье, в Пицунду, как запланировал маршрут Тима. Но наш проводник – Лёва, хитро улыбаясь, предлагает посмотреть ещё одно место. От селения Цандрыпш (бывш. Гантиади) сворачиваем в горы. Колоритный мужчина на встречном уазике спрашивает нас с уважением: «На Перевал?». Дорога весёлая – подъём и крупные булыжники, временами переходящие ну прямо-таки в брусчатку, как на Красной площади:). Внезапно появляются домики – по Озику село Капустное. Нелегко сюда добираться местным жителям. За селом у дороги остов Пазика – без окон и колёс. «Это рейсовый автобус не доехал», — шутит в рацию Искандер. Передвигаясь по Абхазии, мы часто видели в труднодоступных местах остатки тракторов, подъёмных кранов, автомобилей всех мастей – судя по всему, пункты приёма металлолома в этих местах отсутствуют:).
Место, куда мы направляемся именуется Гизла. Хотя, на картах такого названия нет. Есть хр. Берчиль, перевал Кушонский (2221). А может, Гизла – это балаганы перед подъёмом на Перевал?
Впрочем, балаганами их можно назвать лишь условно. Точнее, балаганный город со всеми довесками цивилизации – домики, обшитые пластиком, с разноцветными крышами из профнастила, спутниковыми антеннами и беседками с мангалами во двориках. Здесь мы увидели и женщин, и детей. Одним словом, что-то типа дач высоко в горах.
Само собой, гостеприимно распахнутые двери апартаментов нас не ждали. Ну а палатки на что?
Однако вечером нам с Танюшкой Лёва долго и душевно рассказывал о предназначении и функциях горных балаганов. Суть такова. Негоже закрывать двери на замки – это неправильно. Каждый оставляет в балагане для следующих гостей продукты, дрова, иногда вещи. Так должно быть. От этого зависит жизнь людей. Если кто-то поступит плохо — лес всё видит, горы справедливы – это не сойдёт ему с рук.
Утром пятого дня продолжаем путешествие. По дороге нам рассказывают про многочисленные пещеры этих мест. Кромка леса остаётся далеко внизу. По сыпучему серпантину мы движемся к облакам. Где-то высоко и далеко видны снежные залысины на зелёных склонах. И ведь мы добрались-таки до них! Это даже не снежники – огромные ледники. Рядом горное озеро, пахнущее рыбой! Мы на плато с ароматным названием Арабика.
А-а-аааа!!! Горы-ыыы!!!
На обратном пути искупались в горной речке, заехали посмотреть каньон – сначала по устью реки, потом через сказочный (или из фильма ужасов?) самшитовый лес, обвешанный мохнатым лишайником. В общем, на отдых в Пицунду уже не хотелось. Переполненные радостными впечатлениями, яркими эмоциями решаем ехать домой.
Уехать, чтоб вернуться. Ещё не раз и не два! Ведь здесь столько интересных мест и маршрутов.
Уже сегодня начинаю мечтать о новых дорогах…
1 января
Всё очень прозаично и практически не празднично если не считать новогоднего украшения машины, которое, впрочем, разлетелось еще до Мариуполя...
Старт в 12, за 2 часа «от знака до знака» и вот уже в районе 16ти часов мы выдвинулись в сторону государственной границы -). Дубарь был очень бодряковый.
Пересечение было беспроблемным в плане полного отсутствия как очереди так и искусственных трудностей. Через час мы уже без особых проблем наматывали километры украинского хайвея -).
В
Бюджет Путешествия
страховка взр — 1500 р./чел.
автостраховка зеленая карта — 3000 р.
виза болгария — 2230 р./чел.
топливо — 34775 р. (1ТС, 2500 турбо-дизель)
остальные расходы всего — 53665 р. (жильё, еда, штрафы, налоги, паромы, дороги)
ИТОГО: 98900 р.
Статистика
Общая
Путь всего: 8719 км
Одометр: 25473-34192
Даты: 09-21.03.2011
Расходы на топливо: 34775,14 руб
Литраж: 866,26 л
Средняя цена: 3,99 руб/км
Расход топлива (мин/сред/макс): 8,29/9,94/14,89 л/100
Цена топлива
Это Хагакуре – священная книга самураев, главная в кодексе чести Буси до, в данном случае переделанная на современный манер. Получилось довольно интересно! Очень понравился последний «стих»
Люди низкого положения полагают, что путь офис-самурая это его путь в офис. Следует со снисхождением относиться к их незнанию. Люди выского положения полагают, что путь офис-самурая это путь карьеры. Следует с сочувствием относиться к их заблуждениям.
Путем долгих размышлений я постиг, что путь