Экспедиция «Кавказские тропы 2016»
Идея экспедиции «Кавказские тропы» родилась год назад, после того, как был приобретён, частично построен и обкатан наш замечательный автомобиль, под боевым позывным «ЗИЛыч».
Скажу, что это была уже непервая экспедиция нашего коллектива. До этого были поездки по Краснодарскому краю, и разведывательный выезд в КЧР.
КЧР — самый ближний горный регион к Краснодарскому краю. Так как в нашем крае мы уже много где побывали, то нам естественно хотелось расширять географию своего присутствия дальше. И вот цель — КЧР! Понимая, что регион для нас совершенно новый, подготовка к экспедиции началась со сбора информации о географии республики, интересных местах, поиска и прокладки маршрутов, знакомства с людьми, знающими эти места. И вот тут нас, это меня и мою, так же увлечённую путешествиями супругу, свела судьба с Андреем Пазычевым, в джипперском миру 135-й. Узнав о нашей идее он рассказал о регионе, порекомендовал как лучше проложить маршрут, предоставил базу треков, тем самым оказав неоценимую помощь в подготовке экспедиции!
А дальше была разведывательная поездка, мною описана в этих статьях:
https://4x4krasnodar.ru/457.html
https://4x4krasnodar.ru/460.html
И вот, дождавшись следующего сезона, проведя всю необходимую подготовку, мы вышли на старт экспедиции. Сразу добавлю, что, в процессе подготовки к нам присоединился ещё один увлечённый вездеходами, путешествиями и духом приключений джиппер – Максим Чучков, в нашем миру – Максим Шмыга.
И вот подготовка позади, вещи собраны и уложены, машины заправлены – СТАРТ!
По решению организаторов старт был назначен в станице Сторожевой, КЧР.
На экспедицию собралось шесть машин.
Собравшись в обозначенном месте двинулись в путь. Не буду описывать географию маршрута, так как она во многом совпадала с маршрутом разведки. Скажу лишь, что нового в маршрут мы не включили, а убрали, на наш взгляд не очень интересные места. Хотя трудно в Карачаево – Черкессии выбрать неинтересные места, но, сроки экспедиции были определены в 10 дней, и приходилось чем-то жертвовать, к сожалению!
И так, старт. Первый внедорожный участок у нас был в районе посёлка Лесо-Кефарь. Ну, и как положено, во внедорожной экспедиции – первый глиняный подъём и сразу ливень. Проверка силы духа, так сказать, как личной, так и экспедиции в целом!
Хотя, хочу сказать, что нас всевышний в этой экспедиции начал проверять на «вшивость» ещё на подходе к месту встречи экспедиции. По дороге к Сторожевой, в славном городе Майкопе мы оказались вот в такой ситуации: главная – транзитная улица, на ней ремонт. Объезд соседними кварталами. А кварталы узенькие, грунтовые. Кюветы глубокие, мокрые, вязкие. И вот в одном из таких кюветов оказался молодой парень на «Камазе». Полуприцеп у него гружёный, трёхосник. И все эти три колеса сползли в кювет. Камаз не тянет, набуксовал колёсами до такой степени, что выгреб всё из под себя, опорами полуприцепа в дорогу упёрся! Трос рядом, уже порванный валяется.
Стоит с потерянным видом, не знает что делать.
Достал.
Сын снимал.
Ну, да ближе к делу. Подъём, и дальнейшую грязедорогу взяли все. Побуксовав, повытягиваясь лебёдками, но взяли! Дальше наша дорога лежала по асфальту почти до самого Б.Л.
Первый базовый лагерь был у истока реки Архыз.
Первый Б.Л. , первый общий стол, первое близкое знакомство:
]
Первоначально планировалось, что дневные старты будут в 10 часов утра, но в этой экспедиции это как-то не сложилось, а мы на этом настаивать не стали. Дело в том, что в половине экипажей были маленькие дети, да и взрослые тоже хотели поваляться подольше, а потом и позавтракать не торопясь, вот мы и не особо спешили.
Второй день экспедиции планировался как день самостоятельных поездок экспедиционеров по близлежащим ущельям. Мы же ожидали экспедицию на поляне Таулу. Пока экспедиция каталась к Софийскому леднику, мы гуляли, фотографировались:
Следующий базовый лагерь у нас был запланирован в районе ледника Аманауз.
Опять был общий костёр, общий стол, общие посиделки за полночь. Скажу, что, экспедиция сплотилась с первых минут, дети сдружились, взрослые тоже. Всё вышло как-то само собой.
Утро было красивым, место БЛ тоже. Лошадки приходили к нам в гости))).
Далее был переход в Марухское ущелье. Прошли без каких бы то ни было проблем, посетив музей и побывав на территории обсерватории. Обсерватория, к сожалению, в этот день не работала, но вокруг мы всё же погуляли.
Дорога до Марухского ущелья проходила, частично по лесу, частично по альпике. Войдя в само ущелье встретились с тремя машинами из Краснодара! Ребята тоже путешествовали по КЧР, но своим маршрутом. Был совместный БЛ. Лагерь поставили на берегу реки Маруха, прям возле водопада. Да, приходили к нам местные пастухи. Вместе сидели у костра, разговаривали, немножко выпивали. На утро, получили от них угощение, в виде домашнего сыра и сметаны. Сметана оказалась такой жирности, что сказать как в рекламе « даже ложка стоит», это не сказать ничего! Всей экспедицией кушали, так к концу поездки и не сумели осилить трёх литровую банку. Такая оказалась сытная.
Дальше двинулись согласно программе. Подъём при переходе в другое ущелье предстоял довольно серьёзный, и единственная наша Нивка пошла в объезд. Наша задача была – сохранить машины, и мы их сохранили. Забегая вперёд скажу, что из поломок у нас был только один хаб, ну и завал набок, допущенный из за неверной оценки водителем угла наклона холма, при объезде препятствия. Таким образом нива пошла по асфальту, а мы двинулись джипперской дорогой. Сразу от начала подъёма на хребет начиналась колея, переходившая опять же в крутой подъём, но с очень каменистым, сыпучим покрытием. Вот на этом подъёме и был порван единственный хаб.
Пробег этого дня заканчивался в населённом пункте под названием Хасаут-Греческий. И вот, преодолев почти весь маршрут, мы упёрлись в брошенный трактор – ДТ 75, тянувший за собой вязанку недетских дровишек!
Мой напарник, как уже было сказано, пошёл объезжать этот перевал цивильной дорогой, а я сопровождал колонну. Двигаясь, замыкая движение, я ориентировался о происходящем впереди только из радиопереговоров. О препятствии впереди узнал, когда события уже вышли из под контроля. Вкратце опишу ситуацию: местные лесорубы трелевали лес, а трактор возьми, да и сломайся))). Ну, ребята простые, где сломались, там и бросили своё орудие производства! Слева — крутой косогор в подъём, справа – ещё круче на спуск. Одна машина попробовала протиснуться – результат на фото! К тому времени, когда я подъехал событие уже свершилось. Поставив перевёртыша на колёса, начали оценивать ситуацию. А она не радовала! Единственный способ обойти препятствие видел в том, чтоб забраться на косогор слева, метров за сто до трактора. Было одно место с некритическим уклоном. Дальше, уже выше, метров на 20 подойти, встать напротив него, и на своей лебёдке опускать машины экспедиции. Так и сделал, опустил всех, одного за другим:
За себя как-то сначала не думал. Всё-таки длинобазник, была уверенность, что не перекинется, да и опыт успокаивал, вселял уверенность. В общем, продвинувшись ещё немного дальше, прям через кусты пополз вниз.
Фото и видео не передаёт в полном объёме крутизны спуска и сложности проделанной работы, но поверьте, ситуация была очень серьёзная!
Ну а дальше всё было просто, спустились в Хасаут, встретились с нашим комиссаром, узнали, что у него на ниве оторвалось одно из креплений тяги заднего моста, устроили на окраине аула БЛ, и спокойно расположились на отдых.
По утру комиссар был вынужден двинуться поближе к большим городам, искать мастерскую, а мы, пересекли Хасаут, полезли в очередной перевал «нашими» дорогами!
Поднявшись наверх, за 2200м, пошли по хребтам. Девушки наши, чтоб не чувствовать себя неуютно смотря в окошко на такой высоте, сразу приняли немножко «успокоительного».
И дальше, спокойно наслаждались видами из авто.
В цивилизацию мы вышли уже в районе Нижний Теберды, а Б.Л. был назначен в районе
Верхней Теберды. По программе там планировалось две ночёвки и один день на посещение посёлка Домбай и окрестностей. Разбив лагерь, переночевав, экспедиция спокойно укатила в Домбай, а я остался сторожить имущество экспедиции. К вечеру все опять собрались вместе, уставшие, весёлые, довольные!
Ещё одна ночёвка и, дальше наша цель – озеро Хурле-Кёль. Это уже следующее ущелье. Единственное ущелье, к которому нельзя подобраться напрямую, через перевалы в нашей экспедиции, и приходится объезжать по асфальту, через Карачаевск. Максим, к тому времени заварив свою ниву уже присоединился к нам, и мы, в полном составе двинулись в путь.
Первым знаковым местом на этом перегоне был камень «Карчи», имеющий для карачаевцев особый статус.
Погуляв и пофотографировав двинулись дальше. Следующая красота на нашем пути – Царские ворота:
За год, с того времени как я там был, в последний раз, подъезд к мосту сильно подмыло, его слегка подремонтировали, но для таких машин как ЗИЛыч проезд выходит всё равно немножко нервощекотательный))). Ну, да ничего, мы же парни с Кубани, и такие мелочи нас, ну никак не остановят, с пути не собьют! Забегая вперёд покажу видео своего переезда этого моста. На обратном пути:
Непосредственно подъём к озеру довольно крутой, и очень каменистый. Настолько каменистый, что наша Нивка вынуждена была от него отказаться, оставшись ночевать в лесу, мы же, все уазы и ЗИЛыч, сломав на патриоте крестовину, починив его, благополучно забрались наверх к озеру, расположились на двойную ночёвку.
На следующей день была джиперская баня, купание в озере, гуляние по окрестностям, и…, ну в общем день отдыха был!
А поляна и озеро с утра были вот такие:
Банька на озере стоит всегда, любой приезжающий просто ремонтирует её по-необходимости и пользуется в удовольствие. Так же и мы сделали, привезя с собой плёнку и скотч. Да, ещё, перед тем, как обтянуть её плёнкой ещё раз, наклеили эмблему нашей экспедиции! Надеюсь пойдёт такая традиция: каждая следующая экспедиция будет оставлять также свой автограф. Через год проверим))).
На озере у нас наступило время простится с первым экипажем(((. Первый сход (((, правда плановый. Сходил, по уважительным причинам, экипаж «Ёжиков». Провожали, как и положено – торжественно! Вручили грамоты участников, открыли шампанское. И вот нас осталось уже пять экипажей(((.
Следующая, уже финальная точка нашего путешествия — подножие горы Эльбрус, источники Джылы-Суу. Встретив по дороге Максима, двинулись в путь. Прошли без каких бы то ни было проблем, и к вечеру уже были у цели. Погода под Эльбрусом была далеко не приветливая, было облачно, сыро, моросил дождь. Эльбрус в этот день мы так и не увидели. Вся экспедиция, сняв домик расположилась на ночь. Только я с семьёй, как всегда, в своём уютном кунге. Утро следующего дня было уже совсем по-другому к нам настроено, на небе редкие облачка, солнышко пригревает очень даже неплохо. И даже громада Эльбруса иногда выглядывала из за облачков!
Пока взрослые занимались своими делами, детвора гуляла, исследовала окрестности стоянки:
И вот наступил печальный, и в то же время торжественный час закрытия экспедиции. Всем было грустно, и в то же время все были горды тем, что так достойно и твёрдо прошли весь путь, от начала и до конца.
Но пройдя вместе весь путь экспедиции, завершив её официально, мы всё же не торопились расставаться! Не было у нас, даже спустя десять дней, проведённых вместе, желания разбегаться, сразу как получили грамоты!!!
Не торопясь, попив чая, к обеду двинулись в обратный путь. Выбравшись из теснины ущелья, направились в сторону Карачаевсуа. На пути у нас лежал посёлок Эльбрусский. Раньше там была учебная база Московского горного института. Была штольня, были отвалы, были производственные корпуса. Но, наступила перестройка, и это всё, вдруг, стало ненужным нашей стране. Всё забросили, всё разорили, растащили, распилили на металлолом(((. Остались только развалины, сродни декорациям фильма «Чернобыль», с той лишь разницей, что это всё реальность!
Вот эти развалины мы и хотели напоследок исследовать. Вооружившись фонарями и фотоаппаратами направились к цели. Вот как это выглядит сейчас:
Очень хотелось подольше побродить по штольне, но мы осознавали, что совершенно не готовы к этой, теперь уже подземной экспедиции. Ни времени, ни мощных фонарей у нас, к сожалению, на тот момент не оказалось. Запланировав это событие отдельным пунктом на следующую экспедицию мы вынуждены были вернуться к своим машинам(((.
И вот тут наступил действительно момент, когда нужно было расставаться. Ребята выдвигались домой, в Краснодар, а я, со своим семейством, в обратную сторону, на разведку новых маршрутов. Тут мы и расстались.
Мой пут лежал в соседнее, малое ущелье, за посёлком Учкулан, и дальше, до куда доеду.
Доехав, по правой стороне этого ущелья, почти до конца, до заставы, уточнив интересующие нас моменты, наметив базовый лагерь КТ 2017, мы двинулись назад. Ночёвку я запланировал на Царских воротах, куда мы и добрались, уже затемно. Заночевав, двинулись дальше, мимо поворота на Хурле-Кёль, в сторону заброшенного Бейчисанского сырзавода. От туда попытались проехать на плато Бермомыт, но не доехали до него буквально с пол километра. Помешал оползень, а искать другие подходы у нас уже не было времени. Обязательно заедем туда, наверх, в следующую экспедицию.
Были уточнены ещё несколько интересных объектов, но это уже Вы узнаете после участия в экспедиции «Кавказские тропы 2017».
Вот так, в общем и прошла наша экспедиция. Нелегко было описывать второй раз одни и те же места, поэтому прошу прощение за несколько суховатое повествование. Сам чувствую, что так получилось))).
Скажу, что это была уже непервая экспедиция нашего коллектива. До этого были поездки по Краснодарскому краю, и разведывательный выезд в КЧР.
КЧР — самый ближний горный регион к Краснодарскому краю. Так как в нашем крае мы уже много где побывали, то нам естественно хотелось расширять географию своего присутствия дальше. И вот цель — КЧР! Понимая, что регион для нас совершенно новый, подготовка к экспедиции началась со сбора информации о географии республики, интересных местах, поиска и прокладки маршрутов, знакомства с людьми, знающими эти места. И вот тут нас, это меня и мою, так же увлечённую путешествиями супругу, свела судьба с Андреем Пазычевым, в джипперском миру 135-й. Узнав о нашей идее он рассказал о регионе, порекомендовал как лучше проложить маршрут, предоставил базу треков, тем самым оказав неоценимую помощь в подготовке экспедиции!
А дальше была разведывательная поездка, мною описана в этих статьях:
https://4x4krasnodar.ru/457.html
https://4x4krasnodar.ru/460.html
И вот, дождавшись следующего сезона, проведя всю необходимую подготовку, мы вышли на старт экспедиции. Сразу добавлю, что, в процессе подготовки к нам присоединился ещё один увлечённый вездеходами, путешествиями и духом приключений джиппер – Максим Чучков, в нашем миру – Максим Шмыга.
И вот подготовка позади, вещи собраны и уложены, машины заправлены – СТАРТ!
По решению организаторов старт был назначен в станице Сторожевой, КЧР.
На экспедицию собралось шесть машин.
Собравшись в обозначенном месте двинулись в путь. Не буду описывать географию маршрута, так как она во многом совпадала с маршрутом разведки. Скажу лишь, что нового в маршрут мы не включили, а убрали, на наш взгляд не очень интересные места. Хотя трудно в Карачаево – Черкессии выбрать неинтересные места, но, сроки экспедиции были определены в 10 дней, и приходилось чем-то жертвовать, к сожалению!
И так, старт. Первый внедорожный участок у нас был в районе посёлка Лесо-Кефарь. Ну, и как положено, во внедорожной экспедиции – первый глиняный подъём и сразу ливень. Проверка силы духа, так сказать, как личной, так и экспедиции в целом!
Хотя, хочу сказать, что нас всевышний в этой экспедиции начал проверять на «вшивость» ещё на подходе к месту встречи экспедиции. По дороге к Сторожевой, в славном городе Майкопе мы оказались вот в такой ситуации: главная – транзитная улица, на ней ремонт. Объезд соседними кварталами. А кварталы узенькие, грунтовые. Кюветы глубокие, мокрые, вязкие. И вот в одном из таких кюветов оказался молодой парень на «Камазе». Полуприцеп у него гружёный, трёхосник. И все эти три колеса сползли в кювет. Камаз не тянет, набуксовал колёсами до такой степени, что выгреб всё из под себя, опорами полуприцепа в дорогу упёрся! Трос рядом, уже порванный валяется.
Стоит с потерянным видом, не знает что делать.
Достал.
Сын снимал.
Ну, да ближе к делу. Подъём, и дальнейшую грязедорогу взяли все. Побуксовав, повытягиваясь лебёдками, но взяли! Дальше наша дорога лежала по асфальту почти до самого Б.Л.
Первый базовый лагерь был у истока реки Архыз.
Первый Б.Л. , первый общий стол, первое близкое знакомство:
]
Первоначально планировалось, что дневные старты будут в 10 часов утра, но в этой экспедиции это как-то не сложилось, а мы на этом настаивать не стали. Дело в том, что в половине экипажей были маленькие дети, да и взрослые тоже хотели поваляться подольше, а потом и позавтракать не торопясь, вот мы и не особо спешили.
Второй день экспедиции планировался как день самостоятельных поездок экспедиционеров по близлежащим ущельям. Мы же ожидали экспедицию на поляне Таулу. Пока экспедиция каталась к Софийскому леднику, мы гуляли, фотографировались:
Следующий базовый лагерь у нас был запланирован в районе ледника Аманауз.
Опять был общий костёр, общий стол, общие посиделки за полночь. Скажу, что, экспедиция сплотилась с первых минут, дети сдружились, взрослые тоже. Всё вышло как-то само собой.
Утро было красивым, место БЛ тоже. Лошадки приходили к нам в гости))).
Далее был переход в Марухское ущелье. Прошли без каких бы то ни было проблем, посетив музей и побывав на территории обсерватории. Обсерватория, к сожалению, в этот день не работала, но вокруг мы всё же погуляли.
Дорога до Марухского ущелья проходила, частично по лесу, частично по альпике. Войдя в само ущелье встретились с тремя машинами из Краснодара! Ребята тоже путешествовали по КЧР, но своим маршрутом. Был совместный БЛ. Лагерь поставили на берегу реки Маруха, прям возле водопада. Да, приходили к нам местные пастухи. Вместе сидели у костра, разговаривали, немножко выпивали. На утро, получили от них угощение, в виде домашнего сыра и сметаны. Сметана оказалась такой жирности, что сказать как в рекламе « даже ложка стоит», это не сказать ничего! Всей экспедицией кушали, так к концу поездки и не сумели осилить трёх литровую банку. Такая оказалась сытная.
Дальше двинулись согласно программе. Подъём при переходе в другое ущелье предстоял довольно серьёзный, и единственная наша Нивка пошла в объезд. Наша задача была – сохранить машины, и мы их сохранили. Забегая вперёд скажу, что из поломок у нас был только один хаб, ну и завал набок, допущенный из за неверной оценки водителем угла наклона холма, при объезде препятствия. Таким образом нива пошла по асфальту, а мы двинулись джипперской дорогой. Сразу от начала подъёма на хребет начиналась колея, переходившая опять же в крутой подъём, но с очень каменистым, сыпучим покрытием. Вот на этом подъёме и был порван единственный хаб.
Пробег этого дня заканчивался в населённом пункте под названием Хасаут-Греческий. И вот, преодолев почти весь маршрут, мы упёрлись в брошенный трактор – ДТ 75, тянувший за собой вязанку недетских дровишек!
Мой напарник, как уже было сказано, пошёл объезжать этот перевал цивильной дорогой, а я сопровождал колонну. Двигаясь, замыкая движение, я ориентировался о происходящем впереди только из радиопереговоров. О препятствии впереди узнал, когда события уже вышли из под контроля. Вкратце опишу ситуацию: местные лесорубы трелевали лес, а трактор возьми, да и сломайся))). Ну, ребята простые, где сломались, там и бросили своё орудие производства! Слева — крутой косогор в подъём, справа – ещё круче на спуск. Одна машина попробовала протиснуться – результат на фото! К тому времени, когда я подъехал событие уже свершилось. Поставив перевёртыша на колёса, начали оценивать ситуацию. А она не радовала! Единственный способ обойти препятствие видел в том, чтоб забраться на косогор слева, метров за сто до трактора. Было одно место с некритическим уклоном. Дальше, уже выше, метров на 20 подойти, встать напротив него, и на своей лебёдке опускать машины экспедиции. Так и сделал, опустил всех, одного за другим:
За себя как-то сначала не думал. Всё-таки длинобазник, была уверенность, что не перекинется, да и опыт успокаивал, вселял уверенность. В общем, продвинувшись ещё немного дальше, прям через кусты пополз вниз.
Фото и видео не передаёт в полном объёме крутизны спуска и сложности проделанной работы, но поверьте, ситуация была очень серьёзная!
Ну а дальше всё было просто, спустились в Хасаут, встретились с нашим комиссаром, узнали, что у него на ниве оторвалось одно из креплений тяги заднего моста, устроили на окраине аула БЛ, и спокойно расположились на отдых.
По утру комиссар был вынужден двинуться поближе к большим городам, искать мастерскую, а мы, пересекли Хасаут, полезли в очередной перевал «нашими» дорогами!
Поднявшись наверх, за 2200м, пошли по хребтам. Девушки наши, чтоб не чувствовать себя неуютно смотря в окошко на такой высоте, сразу приняли немножко «успокоительного».
И дальше, спокойно наслаждались видами из авто.
В цивилизацию мы вышли уже в районе Нижний Теберды, а Б.Л. был назначен в районе
Верхней Теберды. По программе там планировалось две ночёвки и один день на посещение посёлка Домбай и окрестностей. Разбив лагерь, переночевав, экспедиция спокойно укатила в Домбай, а я остался сторожить имущество экспедиции. К вечеру все опять собрались вместе, уставшие, весёлые, довольные!
Ещё одна ночёвка и, дальше наша цель – озеро Хурле-Кёль. Это уже следующее ущелье. Единственное ущелье, к которому нельзя подобраться напрямую, через перевалы в нашей экспедиции, и приходится объезжать по асфальту, через Карачаевск. Максим, к тому времени заварив свою ниву уже присоединился к нам, и мы, в полном составе двинулись в путь.
Первым знаковым местом на этом перегоне был камень «Карчи», имеющий для карачаевцев особый статус.
Погуляв и пофотографировав двинулись дальше. Следующая красота на нашем пути – Царские ворота:
За год, с того времени как я там был, в последний раз, подъезд к мосту сильно подмыло, его слегка подремонтировали, но для таких машин как ЗИЛыч проезд выходит всё равно немножко нервощекотательный))). Ну, да ничего, мы же парни с Кубани, и такие мелочи нас, ну никак не остановят, с пути не собьют! Забегая вперёд покажу видео своего переезда этого моста. На обратном пути:
Непосредственно подъём к озеру довольно крутой, и очень каменистый. Настолько каменистый, что наша Нивка вынуждена была от него отказаться, оставшись ночевать в лесу, мы же, все уазы и ЗИЛыч, сломав на патриоте крестовину, починив его, благополучно забрались наверх к озеру, расположились на двойную ночёвку.
На следующей день была джиперская баня, купание в озере, гуляние по окрестностям, и…, ну в общем день отдыха был!
А поляна и озеро с утра были вот такие:
Банька на озере стоит всегда, любой приезжающий просто ремонтирует её по-необходимости и пользуется в удовольствие. Так же и мы сделали, привезя с собой плёнку и скотч. Да, ещё, перед тем, как обтянуть её плёнкой ещё раз, наклеили эмблему нашей экспедиции! Надеюсь пойдёт такая традиция: каждая следующая экспедиция будет оставлять также свой автограф. Через год проверим))).
На озере у нас наступило время простится с первым экипажем(((. Первый сход (((, правда плановый. Сходил, по уважительным причинам, экипаж «Ёжиков». Провожали, как и положено – торжественно! Вручили грамоты участников, открыли шампанское. И вот нас осталось уже пять экипажей(((.
Следующая, уже финальная точка нашего путешествия — подножие горы Эльбрус, источники Джылы-Суу. Встретив по дороге Максима, двинулись в путь. Прошли без каких бы то ни было проблем, и к вечеру уже были у цели. Погода под Эльбрусом была далеко не приветливая, было облачно, сыро, моросил дождь. Эльбрус в этот день мы так и не увидели. Вся экспедиция, сняв домик расположилась на ночь. Только я с семьёй, как всегда, в своём уютном кунге. Утро следующего дня было уже совсем по-другому к нам настроено, на небе редкие облачка, солнышко пригревает очень даже неплохо. И даже громада Эльбруса иногда выглядывала из за облачков!
Пока взрослые занимались своими делами, детвора гуляла, исследовала окрестности стоянки:
И вот наступил печальный, и в то же время торжественный час закрытия экспедиции. Всем было грустно, и в то же время все были горды тем, что так достойно и твёрдо прошли весь путь, от начала и до конца.
Но пройдя вместе весь путь экспедиции, завершив её официально, мы всё же не торопились расставаться! Не было у нас, даже спустя десять дней, проведённых вместе, желания разбегаться, сразу как получили грамоты!!!
Не торопясь, попив чая, к обеду двинулись в обратный путь. Выбравшись из теснины ущелья, направились в сторону Карачаевсуа. На пути у нас лежал посёлок Эльбрусский. Раньше там была учебная база Московского горного института. Была штольня, были отвалы, были производственные корпуса. Но, наступила перестройка, и это всё, вдруг, стало ненужным нашей стране. Всё забросили, всё разорили, растащили, распилили на металлолом(((. Остались только развалины, сродни декорациям фильма «Чернобыль», с той лишь разницей, что это всё реальность!
Вот эти развалины мы и хотели напоследок исследовать. Вооружившись фонарями и фотоаппаратами направились к цели. Вот как это выглядит сейчас:
Очень хотелось подольше побродить по штольне, но мы осознавали, что совершенно не готовы к этой, теперь уже подземной экспедиции. Ни времени, ни мощных фонарей у нас, к сожалению, на тот момент не оказалось. Запланировав это событие отдельным пунктом на следующую экспедицию мы вынуждены были вернуться к своим машинам(((.
И вот тут наступил действительно момент, когда нужно было расставаться. Ребята выдвигались домой, в Краснодар, а я, со своим семейством, в обратную сторону, на разведку новых маршрутов. Тут мы и расстались.
Мой пут лежал в соседнее, малое ущелье, за посёлком Учкулан, и дальше, до куда доеду.
Доехав, по правой стороне этого ущелья, почти до конца, до заставы, уточнив интересующие нас моменты, наметив базовый лагерь КТ 2017, мы двинулись назад. Ночёвку я запланировал на Царских воротах, куда мы и добрались, уже затемно. Заночевав, двинулись дальше, мимо поворота на Хурле-Кёль, в сторону заброшенного Бейчисанского сырзавода. От туда попытались проехать на плато Бермомыт, но не доехали до него буквально с пол километра. Помешал оползень, а искать другие подходы у нас уже не было времени. Обязательно заедем туда, наверх, в следующую экспедицию.
Были уточнены ещё несколько интересных объектов, но это уже Вы узнаете после участия в экспедиции «Кавказские тропы 2017».
Вот так, в общем и прошла наша экспедиция. Нелегко было описывать второй раз одни и те же места, поэтому прошу прощение за несколько суховатое повествование. Сам чувствую, что так получилось))).
Управлять ЗИЛычем это не игра Spin Tires)))
Приятно было увидеть знакомые лица :)