ГАШИШ в Карачаево—Черкесии. Знакомство
Начало
КЧР манила год. Манила, манила и наконец заманила! Решили, погрузили вещи, собрались и поехали. Машина — ЗИЛ 131 кунг. Экипаж — семья 5 человек, самому маленькому 11 месяцев.Так как опыт подобных путешествий у нас накоплен немаленький, то поехали в одну машину, взяв с собой лишь мотоцикл сына (эндуро 125 см*).
Скажу сразу, что ни для разведки маршрута, ни для поездок за помощью он не пригодился. Так закрепленный всю дорогу и прокатался в фургоне.
Выехали, не торопясь, часов в 10 утра. Машина у нас полный сток, всё заводское, поэтому поехали через пост в с. Солёном без объезда. Показав документы, проехали без задержек. КЧР почувствовали сразу :). Вроде асфальт, но далеко не краснодарский :). Маршрут прокладывали по-возможности таким образом, чтобы не ехать дважды по одним и тем же участкам. Первые два ущелья были нами оставлены на конец маршрута. В долине реки Кефарь мы повернули направо. Ехали полями, ехали лесами. За посёлком Лесо-Кефарь есть городище и дольмены, но мы его проскочили, а возвращаться не стали. В ст. Ниж. Ермоловке выехали на асфальт и дальше до п. Архыз так и ехали.
Архыз произвёл интересное впечатление: маленький советский посёлочек, активно застраиваемый современным туристическим новоделом. За Архызом построили короткий участок современной автодороги, но он очень небольшой, до поселка Романтик в Лунной долине.
Далее обычная накатанная горная дорожка. Стемнело, а мы всё едем. Нашёл полянку, заглушил дизелёк. Перебрались всей семьёй в кунг и баиньки. Проснулись здесь:
Утро под перевалом Пхия
Утро было чудесно. Представьте, вы просыпаетесь, в месте, куда заехали ночью, толком не видя окружающую обстановку. В кунге зановески закрыты, выходите, а во круг такая красота:Семейство моё спало, я обычно просыпаюсь первым. Так и в этот раз: встал, костёр, кофе, завтрак сделал и можно с фотиком походить.
Потом мы просто гуляли по полянке, я как положено по регламенту проводил ЕТО, и воду в радиатор доливал не какую нибудь,!!! а самый, что ни наесть, чистейший, НЕ контрофактный АРХЫЗ!!!
Дальше поехали по той дорожке, которую показывал. Места очень красивые, ну а дорожка естественно узковата для ЗиЛыча, но опыт вещь хорошая. В общем проехали мы где то один час. В одном месте, в повороте, как обычно с небольшой промоинкой, даже заднее колесо в воздухе поболталось. Но это мелочи. Дорога, если можно её так назвать, заканчивается на полянке с видом на горы: Большая и Малая Дукка. Там же, стоят несколько памятников защитникам перевалов от фашистов.
Дальше, дорога, даже в джипперском понимании заканчивается. До Пхии, от этого места, со слов местного, туристического извосчика — 18 километров. По его словам, пограничники пытались пробить дорогу, но что то у них не пошло и они прекратили эту затею.
Почтив память защитников Кавказа и налюбовавшись видами, мы тронулись в обратный путь.
Ущелье Архыза в своём конце расходится на три части. И в каждом маленьком её отворотке мы хотели побывать! Дальше мы двинулись в среднее ущелье, если смотреть по карте. Да, забыл сказать, на месте, так сказать, растроения этого ущелья, находится поляна «Таулу».
Мемориал на поляне Таулу
Большая такая полянка, где тур. бизнес идёт полным ходом. Там и торговые ряды, и извозчики на уазиках, квадроциклах, предложения конных прогулок, кемпинги, и многое другое. Я особо там не ходил, не интересно мне это. Есть там и комплекс памятников защитникам Кавказа. Вот там мы походили.
Псыш и Аманнауз
Ну так вот, среднее ущелье так вроде, ни чем особо не знаменито, просто очень красивое!!! Народа там нет. Доехали до пограничного поста. Погранцы — вполне приветливые ребята, с автоматами, и по комплекции круче терминатора, проверили паспорта, спросили когда будите выезжать, открыли шлагбаум, и сказали «счастливого пути». Дороги за постом нет. Есть направление в котором можно двигаться. Двигались мы примерно с час. Где по руслу реки, где сквозь заросли. Можно было ползти дальше, но мы решили что хватит и этого, погрели чаю, полюбовались видами и двинулись в обратный путь.София
Дальше, в этом ущелье, нас интересовал Софийский ледник и Софийские водопады. Это, так сказать, третье ответвление Архызского ущелья. Это направление активно катается уазотаксистами с поляны Таулу. Ну и просто пузатёроджипотуристами. Доехали без проблем.Сам ледник.
Побывав у подножья ледника, двинулись в обратный путь. Так как дело шло к вечеру, приняли решение искать место под лагерь.
Полянка. Рядом река София, травка. Съехал с дороги, еду, чувствую погружаюсь. Газ в пол, проскочил. Вышел, а сзади мочак, такой качественный, что в колие редуктора рисуются!!! И оводов туча!!! Развернулся, стравился до 0,5! НО… второй раз так не повезло (((. В результате — лебёдка на всю длину троса + два удлинителя, час времени и я на свободе! Поехал искать другую полянку. Нашёл уже в сумерках, но вполне приличную и доброжелательно к нам настроенную! ))). Был костёр, макароны с тушёнкой, чаёк. Так закончился второй день нашего путешествия.
Следующая наша цель была — культурно — исторический храмовый комплекс в районе п. Нижный Архыз и обсерватория.
Утро началось как и у всех путешественников, с горячего кофе и яичницы на костре. )))
Нижный Архыз. САО
Позавтракав, мы снова двинулись в путь.До съезда на музей, храм и обсерваторию добрались довольно быстро. Но тут мы опять немного запутались. Глянув бегло на музей, мы помчались на обсерваторию, думая что, на храм вернёмся позже, но наш путь, оказывается был немного не в ту сторону, и вернуться нам не удалось :(. К обсерватории поднялись примерно за час. Хотели посетить её с экскурсией, но электричества в этот день на ней не было, и ни линзы, ни самого телескопа (прибора) нам не показали. Увы!!!Ну, а дальше наш путь лежал уже по совершенно безлюдным, «диким», и очень красивым местам. Дорог там нет. Есть нарезанное когда то давно, ещё коммунистами, в пол склона нечто, по чему в давние времена видимо гоняли скот на сезонные пастбища. Временами, когда это нечто выходило на хребты, оно вообще терялось в свежей растительности. Иногда, край обрыва от колеса ЗиЛыча был не более 50 см.
Немножко отвлекусь от темы, скажу свои мысли о езде в таких условиях. Машина должна быть исправно на 100%, потому как если она сломается, помощи практически ждать неоткуда. Тормоза должны тормозить!!! Ни коробка, ни раздатка не должны выбивать, потому что если понесёт назад, вильнёшь на 50 см по дороге — и ты труп, и твоя семья — труп. Пол километра до низа. И ни кто тебя там ни когда не найдёт. Дальше. Если сломался, и вдруг пришлось бросить машину, а кто-то в это время поедет там, то предполагаю, что машину просто сбросят в пропасть, чтоб проехать. Я на другом участке встретился со встречным 131м. Ближайший разъезд был у него. Он толкался задом пол километра. Ну и таблетки успокоительного для слабонервных штурманов ))) теперь в аптечку положу. ))). Ну это так, просто отвлёкся, пошли дальше.
Маруха
Прибыли мы в долину реки Маруха. По дороге нашли одну чудную полянку!!! Остановились покушать.Ну а въезд с этой дороги в Марухское ущелье вообще сказочный. Дело в том, что его не видно до самого конца, и вид на него открывается резко. Представте, Вы едете по лесу, при этом прошли много тяжёлых уклонов, поворотов, выезжаете из леса, а перед вами, как сказал мой сын, сцена из фильма «Путешествии к центру земли». Вы в низу каньона, по бокам в верх уходят горы, лесом поросшие, каньон в даль уходит, а в низу зелёная трава и горная река!!! Аж дух захватило, как увидел!
Только что пасущихся динозавров не хватает. )))
Двинулись дальше. Дорога почти сразу пошла между отвесных скал.
Были и водопадики.
А потом мы опять свернули в лес, уже на Хасаут-Греческий.
Дорожка там была уже более привычная нам. Колеи, лес, завалы. Попалось одна, я даже не знаю, как назвать, достопремичательность))).
Эдакая граница чих то владений, я так думаю ))).
Ещё полянку хорошую видели. Вождь правда сбежал ))).
Хасаут-Греческий. Аксаут
Дело к вечеру.Места не знакомые, поэтому ориентируемся по запаху, по слуху, по состоянию дороги. Видим, что на дороге следы волока леса, значит уже не далеко должны быть люди. Едем дальше. Уже сильно к вечеру. Начал прослушиваться шум посёлка в низу. Решили, что надо ставать на ночёвку, чтоб не оказаться в ночь в посёлке. Встали прям не дороге.
Так как «карту» КЧР я изучал на практике, и в то время не совсем понимал, где мы находимся, то я предположил, что это Теберда, на деле же это оказался Хасаут-Греческий.
Утро было обычным, потом прошли Хасаут и опять в лес.
Да, немножко про Хасаут. Кажется, что, жизнь там остановилось. Нет или очень мало современной застройки. Много крыш шифером крыты. Видно что люди живут не богато. Скотина, как везде в КЧР по улицам гуляет. Спокойствие и умиротворение.
Зашли в лес.
Это только 4 дня из 9и.
Альтернативный маршрут, через Мостовской — мимо Отрадной — через Ильич — в Кобу-Баши, во-первых, летний, во-вторых, грязевой и сложность зависит от погоды, в-третьих, достаточно длительный по времени.
Поэтому езжайте спокойно через Солёный / Преградную (второй пост от МВД КЧР), уважительно к другим (не важно в погонах или нет) и прям проблемы проблемы вас обойдут стороной.
З.Ы. Протокол за переделки по дороге туда, обычно является бесплатным билетом на дорогу обратно.
У нас уже полным ходом работают конторы по узаканиванию изменений (читай тюнинга) в конструкцию ТС. НТЭО — одна из этих контор.
Летом на Черноморском побережье частенько проходят операции «джип» — весь незаконный тюнинг казнят по полной программе, под это часто подводят статистику несчастных случаев и ДТП в области коммерческого внедорожного извоза (экскурсии на джипах).
Так что в целом мир меняется. Поехать в КЧР на иномарке с железным силовым бампером (TLC80 например) и получить на посту в Солёном протокол на 500 рублей — уже мало кого удивляет.
Так что не расслабляйтесь -), но и в Кобу-Баши прятаться не стоит, по крайней мере пока что -).