Грузия-Армения Часть 1 online

Блог umrnet
Долгожданный отпуск наступил! Продолжается цикл отчетов «Страна чудес без тормозов II»

Машина готова, вещи собраны, мы стартуем в 4 утра из Краснодара.
В этот раз я попробую для себя новый формат написания отчета (on-line), я буду выходить на связь и писать отчет в реальном времени, как только будет возможность и время для выхода в сеть.
Не знаю, получится ли это у меня или нет, так как я привык переваривать и анализировать поездку уже после ее завершения, а так же пересматривая фото в сотый раз, выбирать лучшие на мой взгляд, сейчас все будет по другому. Все будет спонтанно! Вы можете задавать свои вопросы в комментариях и я по возможности буду отвечать. Если я не отписываюсь в течении нескольких дней, то значит я в горных районах и нет возможности выйти в сеть, но я обязательно каждый день буду стараться описать, пусть и с интервалом во времени.
Продолжая исследователь Закавказье, выбор наш остановился на Армении и части Грузии которую мы не захватили в прошлом году, что-то мы посетим снова, но в основном будут новые для нас места.
Навигация используется такая же как и в прошлом году
Только добавил карту Армении и обновил Грузию, добавил точки достопримечательностей.

Машина с прошлого года немного изменилась: Кто еще не знает, то путешествуем мы на шниве.
В РЗМ стоит блокка, в СРПМ стоит винтовой Вал-рейсинг, в КПП появился копеечный ряд, доработал люстру, установлено ГБО 4 поколения.
Радиатор кондиционера снят для лучшего обдува, трос с барабана лебедки смотан.
Из запчастей взял: 2 термостата, один выбит, второй штатный, генератор, стартер, полуось, комплект различных прокладок и кучу других мелочей.

Были мысли у меня захватить Карабах и Иран, но в связи с политической обстановкой пришлось отказаться от этой затеи, да и супруга не одобрила, особенно бредовую идею с Ираном:)
Для частичной экономии на топливе через специальный сайт я нашел попутчиков до Владикавказа.
И так, пожелайте нам удачи!

День 1 (06.06.2015)

На одометре 61213 км.
До Владикавказа доехали без происшествий (почти) , ничего интересного не было. Завезли попутчиков и быстро поехали в Верхний Ларс. На границе были в 5 вечера.
почти= я начал кипеть возле Пятигорска” Как бы это смешно не было, но супруга сказала, что это хорошая примета:) Оказалось, что оплавилась фишка вентилятора и не было контакта, а один винт не может нормально охлаждать, мы заскочили на авто рынок в Пятигорске и я купил фишку за 200 рублей, поставить решил на следующий день, времени в обрез. А пока притянул ее изолентой и стяжкой для грузов, чтобы был плотный контакт. “
Внимание с 06.06.15 график работы погранцов изменен. Теперь граница работает с 6 утра до 18.00 вечера, до особого распоряжения.
В 6 вечера были уже в Грузии. Сейчас время у нас с Грузией с разницей в один час.
Быстро заехали к Цминта-Самеба по легкому бездорожью,

точка ночевки у нас была таже, что и в прошлом году. Вечером было примерно 10 градусов тепла, легкий ветерок и везде облака, точнее молоко. Нас постоянно накрывали облака, иногда показывался красивый Казбек, до темноты успели сходить в церковь. Пока разбивали лагерь к нам подошел грузин и попросил прикурить его делику, кстати в Грузии нет транспортного налога, он привез делику из Японии в полном фарше за 5500$ растоможки для грузин тоже нет.
Громыхал гром, били молнии, поэтому решено было спать в машине. Ночью и утром температура была 3 градуса веше нуля.
P.S
Мы были счастливы снова оказаться в Грузии.
Пробег составил 777 километров.
Заправки: Бензин 49 литров =1608р; Газ 151 литр=2490р.

День 2 (7 июня)

Проснулись в тумане, холодрыга жуткая, Казбек иногда появлялся.
Казбек
Собрались и выдвинулись в 8-30 утра. Погода начала налаживаться и через 40 минут пути по военно-грузинской дороге мы подъехали к арки дружбы. (это место описано в прошлогоднем отчете по Грузии) ветер был дикий, просто сносило, быстро сфоткались и умчали дальше.
Менять рубли на лари в Казбеги не стали, о чем позже пожалели.
Через 100 километров, примерно в 11 утра мы были возле Жинвальского водохранилища, а именно на крепости Ананури.
Крепость Ананури
Погуляли немного, пофотографировались и двинули дальше в сторону Мцхеты. По пути заехали в Цилкани и посмотрели храм Богородицы (одно время он был одним из важнейших хрестианских центров IV века ) В этом храме похоронен Исе Цилканский, основатель храма и один из 13 ассирийских отцов.
храм Богородицы
Дальше по пути у нас была Мухранская крепость 1733 года, эта крепость служила резиденцией князей Багратион-Мухранских до 19 века. Там мы наблюдали грузинское венчание, дети в национальных одеждах, мужчины поют в церкви. Было интересно наблюдать за этим обрядом.

Через час мы выдвинулись в Мцхету, В прошлом году мы проехали ее мимоходом, в этом решили исследовать более досконально. Сегодня воскресенье, людей очень много, а свадеб еще больше. Первым делом мы посмотрели Карибче — это древние ворота в старую столицу Грузии, Мцхету.
Их обнаружили совсем недавно, в советское время.
Далее мы пошли в монастырь Самтавро, фотографий почти нет, так-как людей было как на Вишняках 15 лет назад:)
Монастырь Самтавро
После монастыря Самтавро прогулялись по мощеным улочкам в собор Светицховели (это кафедральный храм, грузинской провославной церкви, который на протяжении тысячилетия являлся главным собором всей Грузии. Числится среди памятников всемирного наследия. Это один из самых больших соборов Грузии)
Обмен валюты пришлось совершить в торговом центре в Тбилиси (в Мцхете в воскресенье единственный банк — выходной). Курс грабительский за 5000 рублей – 162 лари:(
Там же мы купили бутылку красного полусладкого вина Алазанская долина, сыр сулгуни, пиво натахтари, чипысы, боржоми. Потратили 30 лари.
Кстати бутылка боржоми стоит в торговом центре 1 лари, а на трассе еще дешевле.
Пообедав на берегу реки Арагви, мы поехали в монастырь Шио-Мгвиме в 9 километрах от Мцхеты, монастырь был основан в 6 веке монахом Шио, одиним из 13 ассирийских отцов, название монастыря переводится как “Пещера Шио”, тут он и похоронен . Общественным траспортом до этой точки добраться нельзя, только такси или личный автомобиль.
Шио
Спускаясь с монастыря по горному серпантину, мы увидели сосновник там и решили остановиться, рядом была красивая часовня.
Лагерь возле Мцхеты
Вечер был теплый и безветренный, рядом гуляли грузины, но они очень быстро уехали, разбив лагерь и поужинав вином и сулугуни,

мы завалились спать. Завтра нас ждет Армения!
P.S
Пробег за второй день составил 227 километром
, ночью был дикий ураган, нашу палатку просто сносило, но я был под пивом и спал спокойно:)

День 3 (8 июня)

Старт в 9 утра, что то мы припозднились.
В Тбилиси мы пытались найти пропан, но увы, есть только метан.
Движение в городе такое же сумасшедшее как и в прошлом году:) Все сигналят, машут руками, трафик просто безумный.
По пути в Садахло , уже практически у армянской границы, я увидел пропановую заправку, внимание цена 1 литра газа 1.55 лари это самый дорогой газ который я видел, но все равное немного дешевле бензина. Залив бензина 12 литров до полного бака бензин и заправив полный баллон, разменяв еще чуток денег мы поехали на границу.
Очереди не было, быстро прошли грузинскую часть, на армянской стороне так же без проволочек, на все ушло максимум 30 минут.

Для путешествия по Армении на личном транспорте нужно оформить временный ввоз и страховку.
Временный ввоз автомобиля стоит 14000 драм, страховка нам обошлась в 2600 драм.
Как только мы пересекли границу, сразу все изменилось. Первым делом нужно идти в брокерскую контору, это грязное большое помещение где стоит десяток компьютеров и работает 3 человека. Рядом находится обменный пункт. Поменяв рубли на армянский драм, по очень невыгодному курсу 5000р=37000 драм, мы заплатили 14000 драм за временный ввоз и 2000 за брокерские услуги, они нам написали какую то бумажку на армянском языке, теперь мы имеем право в течении 7 суток находится в Армении на своем авто (кто знает армянскую письменность могут сэкономить 2000 драм). Чуть позже подлетела толпа со словами, брат, страхуй только в РГС там дешевле всего.

Сразу вспомнились 90-тые , ваучеры, талоны на еду, кругом обман и беспредел. Зашел я в РГС, там мне насчитали минимальную страховку на 10 дней за 4650 драм, но меня так сильно уговаривали там застраховаться, что я пошел в соседнюю ингоармению и там спокойно застраховал авто за 2600. Вот так нас встретила Армения. Первые километры от границы я все больше погружался в наше прошлое. Если в Грузии все машины это хорошие иномарки, то здесь все наоборот. Сразу бросаются в глаза десятки белых нив (2121), потом классика шестерки и семерки и конечно волги и старые уазы. Привет СССР. Все тонированные по кругу 100%, сперва как то было не привычно видеть вокруг себя одни тонированные машины. Но в отличии от Грузии да и от нас, здесь ездят ооочень медленно, средняя скорость в городе 35-40км, а на трассе редко когда быстрее 60-70. После дурдома в Тбилиси я сильно раздражался и не понимал, почему впереди машина плетется 30км и без аварийки, только потом я понял, что так ездят почти все. В Армении не существует сплошной, все обгоняют друг друга не смотря на знаки и разметку, это для них нормально и мне очень нравится. Если я выхожу на обгон по встречке то попутная машина спокойно уходит на обочину и пропускает меня. В принципе тоже самое, что и в Грузии, но как то все медленней и заторможенней.

Гаишников по трассе нет вообще, редко можно увидеть их в городах, кстати они тоже в большинстве своем затонированные по кругу. В общем я попал в страну ,где главная королева бездорожья это белая нива. Здесь казнят за не пристегнутый ремень которого не видно из-за тонировки, за телефон и выброшенную сигарету из окна, но никто не остановит тебя за встречку или грубое нарушение ПДД. Во всяком случае, меня еще не разу не остановили. Стоит мне остановится на перекур или перекус как сразу начинается экскурсия вокруг нашей шнивы, фото, расспросы, вижу в их глазах не понимание когда пытаюсь объяснить что такое СРПМ или усиленный чулок.
Но об этом я расскажу немного позже.
Первым по пути у нас был монастырь Ахпат, это что-то!
Монастырь Ахпат
Монастырь 13 века, объемы внутри просто потрясают, старинные хачкары с изображениями Христа. Хачкары в Армении это отдельная тема, очень красивые, резьба по камню изумительная. Даже не представляю сколько делался один хачкар (перевод “крест-камень”). Вокруг этого монастыря очень много хачкаров, внутри сразу бросилось в глаза строгая аскетичность даже по сравнению с храмами Грузии, там нет ничего, только камни и картины с изображениями святых, в Армении нет икон в нашем понимании, в церквях могут быть постеры отпечатанные на цветном принтере или картины написанные маслом. У нас церкви это просто музеи по сравнению с Арменией. Еще момент который бросился в глаза, армяне не так религиозны как грузины, женщины позволяют себе входить в храмы с непокрытой головой, шортах и обнаженными плечами, в Грузии такой фокус не прокатит, там сразу тебе скажут, что нужно накинуть платок на голову, плечи, и повязать повязку если ты не в юбке или платье. Потратив на этот монастырь 40 минут мы двинули в сторону Севана. Только заскочили по пути в храм Санаин (10 век) находится он на вершине горы.

Конечно мы проезжали г.Дилижан и естественно запечатлели композицию посвященную фильму Мимино!
Где самая вкусная вода?:)
Дальше мы поехали в монастырь Севанованк, он расположен на обрывистом берегу озера Севан, монастырь красивый и находится в очень живописном месте. Обязательно к посещению.
Монастырь Севанаванк

Уже был вечер, мы голодные уставшие, решили пока светло поужинать и искать место для ночевки. Погуляв по монастырю, спустились в первое ближайшее кафе , мы в этом месте хотели попробовать рыбу сиг, т.к больше ее нигде не найти. Зашли в кафе, аля-палатка, спросили меню, его не оказалось. Здесь нужно было отвернуться и уйти, но я затупил. Спросив сколько стоит рыба, мы заказали еще салат, жаренный картофель и мацони и два пива Арарат. Рыба стоила 3000, покушав я пошел расплачиваться, счет меня поразил, 17000 драм, это ровно столько сколько было у меня в кармане и не копейкой больше, переспросив не ошиблись ли они, на что мне ответили дорогой Воваджан вы кушали в самом дешевом кафе, вон у соседей это бы стоило 30000. Мы были настолько задолбанные, что я не стал ругаться, тем более сам согласился посидеть в этой забегаловки без меню. Уходил с чувством, что меня поимели как лоха.
Сиг, наш ужин
Проехав километров 10 по берегу о.Севан (кстати это самое большое озеро на Кавказе и второе в мире по запасу пресной воды после о.Титикака. Находится на высоте 1900м) мы увидели небольшой съезд в сторону берега, свернули в поискал места для бивака, наткнулись на отдыхающих армян, пришлось есть их жаренных на углях карасей и рассказывать кто мы и откуда, веселые ребята, только сильно пьяные, жене подарили ножик. Собирались ехать нам показывать Армению, ели свалили:) Заехали в г.Севан и поменяли еще 1000р=8000драм.

Через 15 километров увидели одинокий съезд с очень плохой дорогой, то что нужно! Подъехали прямо к берегу, лагерь решили не ставить т.к ветер был очень холодный и сильный, волны на озере поднялись будь здоров! Спали в машине,
наш дом в эту ночь
было холодно, жаль что не искупался, когда теперь будет такая возможность...
Новые фото добавлены в альбом.
Пробег за день 328км.
потрачено:
Газ в Грузии-74 лари, бензин 23 лари, граница Армении-18600 драм, ужин 17000 драм
ИТОГО: 97 лари и 35600 драм.

День 4 (9 июня)

Проснулись в 6, позавтракав двинули назад в Дилижан это порядка 50 километров.
Наша цель монастырь Агарцин и Гошаванг на месте были в 9 утра.
Монастырь Агарцин представляет собой целый комплекс зданий (X-XIII век),
Монастырь Агарцин
т.к мы приехали рано то зайти внутрь не смогли, но мы слышали пение монахов, значит идет служба. Пофотографировав хачкары и сам монастырь уехали в Гошаванк. Этот монастырь сейчас на реставрации, но внутри красиво.

На обратном пути заехали в ВТБ24 в Дилижане и обменяли 10000р=84000 драм. По пути на Севан в районе обеда мы заехали в непримечательное кафе на берегу, первым делом спросили сколько стоит сиг и о чудо! Всего 600 драм, шикарно пообедав на 4600 драм. В этот раз мы заказали по сигу и хит сезона кебаб из раковых хвостов (1500 драм), ребята вот это вкуснятина, сочный вкусный подается с сливочным маслом, просто объедение. Покушать вы сможете это блюдо только на Севане.
Кебаб из раковых хвостов
(напомню, что в предыдущем месте потратили 17000, ели то же самое только меньше и ракового кебаба)
Вооот оно счастье!
У нас с самого начала было запланировано 2 ночевки на озере, но что то нам расхотелось из-за погоды, колебались до последнего и все таки решили уехать дальше. Но без раков этого сделать не могли! Сейчас не сезон раков, в кафе их не продают по адекватной цене, поэтому мы поехали дальше вокруг озера в поисках рыбных мест и нашли! Сырые раки среднего размера стоят от 600 до 1500 драм, нам самим было не вариант их варить, поэтому продавцы любезно согласились это сделать за нас, взяли 2 килограмма и 2 раковых кебаба, отдали 7000 драм.
Страшная жара и ветер быстро нас заставили двигаться дальше.
По пути заехали в монастырь Айраванк (на берегу о.Севан, очень красивый)
Монастырь Айраванк
и уехали в сторону Джермука.
Дорога-хороший асфальт, но постоянные серпантины и набор высоты, мы забирались все выше и выше. В итоге ехали по великому шелковому пути и заехали в знаменитый караван-сарай (здесь раньше останавливались путники и торговцы)
Караван-Сарай
Купили у местных торговцев гранатовое вино за 1000 драм, легко сторговали 500 драм. Нас сразу напоили свеже сваренным кофе, всем армяням интересно общаться с русскими. Еще у них фишка это фоткаться, они все просили их щелкнуть на наш фотоаппарат нам на память:) Самый смак это сфотографировать армяней рядом со своей машиной , чтобы было обязательно видно российский гос.номер. Попрощались и поехали вниз с перевала.
Уже подъезжая к Джермуку ландшафт изменился очень сильно, скалы со всех сторон, так сказать каменная пустыня, полуживые города. Мы ехали по перешейку с двух сторон Азербайджан. Теперь нам нужно найти место для лагеря, желательно с речкой или другим водоемом, вот и указатель на Джермук. Крутой серпантин и через час мы оказались в райском городе,(примечательно то, что город находится на высоте почти 2000 метров, и как они туда забрались...) это просто оазис посредине пустыни. Очень много зелени, красиво подстриженные кустарники, везде течет вода. Видимо здесь живут и отдыхают не самые бедные люди, даже есть местный аэропорт. Съездив к Джермуцкому водопаду, кстати очень прикольный, но сейчас маловодный, но очень широкий.
Джермукский водопад
мы поехали на Кетчунское водохранилище это в 2 км от Джермука. Съехав с асфальта и по высокой траве подъехали к самому озеру, тепло, легкий ветер, напротив старинная церковь и не души, фух сказал я и полез в сумку за пивом, у нас было пивное ассорти Арарат, Гюмри и Килика. Достав раков которые уже томились 5 часов в дороге мы с удовольствием принялись ужинать.
ужин

P.S Пробег 395 километров, нива предательски начала скрипеть, стучать и тарахтеть, но охлаждение в норме и это радует.

День 5 (10 июня)

Старт в 7-40 утра, ночью было прохладно. Спустились в низ довольно быстро и взяли курс на Шакинский водопад и монастырь Вороткован.
Шакинский водопад
По пути заправились в Сисиани на 10000 драм=23 литра бензина. Водопад прикольный, а вот в Вороткован в итоге решили не ехать , на фото он нам не понравился. По пути поели какой-то не вкусной шаурмы и уехали в сторону Карабаха на пещерный комплекс Хндзореск.
В 8 км от г.Горис находится село Хндзореск. Высота на которой находится пещерный город 1580 метров н.у.м. Пещерному комплексу насчитывается более 1000 лет.
Хндзореск
На территории комплекса есть древняя полуразрушенная церковь.

В Татев прибыли в пятом часу, жара жуткая. В татеве находится самая длинная канатная дорога в мире, она занесена в книгу рекордов гинеса в 2010 году. Купив билеты по 2500 на человека мы поехали на ней в монастырь Татев. Виды потрясающие, дорога по воздуху заняла всего 12 минут, по пути на вверх я высматривал место для ночевки. Проведя в монастыре полтора часа мы спустились в низ так же на канатной дороге. Пути в низ до авто пешком занял бы 17 километров.
Татев это огромный, шикарный монастырь, произносится армянями как Татэв.
Татев
Построен в IX веке. Был политическим центром Армении. Все стены монастыря расписаны древними письменами, высота свода просто завораживает. На территории монастыря стоит древний столб (стела Гавазан) Дорога к храму проходит через живописное Зангезурское ущелье с природным мостом через реку Воротан (чертов мост) рядом есть минеральные источники. Охраняется юнеско.
Заднее правое колесо уже издавало ужасные звуки. Решили не ехать на вверх по горной дороге, а заночевали рядом с канатной дорогой в поле пшеницы. Я позвонил Виталику (Vist) для консультации, как я и думал, он подтвердил мои опасения по поводу подшипника полуоси. Вывесил колесо, люфт минимальный, посторонних звуков не слышно, кроме щелканья блокки.
Объявляю Виталика моим междунородным техническим консультантом, я его и в том году мучал по телефону, когда был в Грузии.
В общем решил решать проблему в Ереване, ибо здесь кроме пустыни ничего нет.
Проехали за день 180км.
ночевка

День 6 (11 июня)

В 6 утра завтрак, сыр, помидоры, какао. Заехали к канатной дороге в поисках вай-фая, но увы.
Выдвигаемся в сторону Еревана. Интересная штука происходит с нашей магнитолой, постоянно пробивается то армянское, то иранское, то турецкое радио и это не зависит от того, что мы слушаем свой диск или флешку. Совсем рядом Иран. Если армянскую речь можно слушать спокойно, иногда бывает смешно, то иранские напевы это жесть. Нам показалось, что у них даже на радио все сугубо религиозно, одни молитвы, хотя может ошибаюсь. Едем в среднем 60км\час, настроил правое зеркало чтобы видеть колесо. В 8 утра мы были в Караундже.
Караундж
Караундж это древнейшая и самая большая обсерватория мира,действовавшая более 7500 лет тому назад на территории Армении.(типа Стоунхенджа) Выстота 1770 м. над уровнем моря. Караундж выполнял 3 основные функции: Храма Ара (Солнца), обсерватории и университета.
В 10-40 приехали в Нораванк. Это монастырский комплекс XII века, находится на скалистом обрыве возле реки Арпа. Отвесные красные скалы очень впечатляют.
Просто дорога
Уникальность Нораванка заключается в изоброжении Бога Отца над входом в монастырь, это совершенно не характерно для христианской культуры. Охраняется юнеско.
Нораванк
По пути из Нораванка мы купили 2 литра домашнего вина, малиновое и гранатовое, очень вкусное. Сторговались на 1000 драм за бутылку.
В 13-00 были в Хор-Вирапе. Говорят сейчас в Краснодаре жарко, не верю! Здесь жара стоит просто жуткая, солнце просто сжигает нас. Шея, лицо, руки и левая нога обгорели.
Хор-Вирап
Нам немножко не повезло с этого монастыря открывается отличный вид на Арарат, но было облочно и лишь иногда вершина показывалась. Хор Вирап строился в период с VI по XVII века. Вирап переводится как заполниная змеями и мерзкими насекомыми яма. В этой яме 8 лет томился креститель Армении Святой Григорий Просветитель. Здесь была царская тюрьма.
Библейская гора Арарат так близка отсюда, но является территорией Турции, что армяней очень печалит. Хор Вирап обязателен к посещению, из-за одного Арарата стоит сюда приехать.
Здесь мы поймали себя на мысли, что мы какие-то поломники) Шарахаемся неделю по монастырям и самое главное нравится. Жалко, что у нас в России нет таких древних церквей и храмов, что не разрушила война, то разрушила советская власть.
До Еревана оставалось 45 километров.
Прибыли в свой хостел в центре Еревана, были огорчены, что пятый этаж – но душ и мягкая постелька все компенсировали.
Вечером прогулялись по ночному Еревану.
Фонтан в центре Еревана
Пробег за день 290км, поменяли деньги в супермаркете SAS 5000=43000 драм и 50 евро, курс не помню.
Продолжение ЗДЕСЬ
8 комментариев
Миша
Классно! Вам там скоро прописку и гражданство дадут :)
Очень рекомендую заезжать к частным виноделам (таблички Wine Route на коричневом фоне). Вино там интереснее, чем в магазинах и хозяева-виноделы душевные люди. Там и покушать можно и переночевать. Мы это поняли только в конце маршрута. Так что не упускайте такой возможности.
А вообще я понял, почему в Грузию так хочется вернуться. Они там в газировку (очень, кстати, вкусную) что-то добавляют… Постоянно вспоминаю этот вкус и хочется вернуться в Грузию опять :)
umrnet
Да, тархун в Грузии это ВЕЩЬ!
В том году был Соболешвили, в этом Соболенян джан:)
Про таблички знаю, но нет времени на них отвлекаться, график очень плотный, я даже не понимаю иногда, отпуск у меня или нет:)
Миша
А раки на Севане были? Мне вот интересно: откуда в этом озере столько раков, что весь наш край только ими и завален? В Армении севанских раков продают?
umrnet
Раки есть, смотри продолжение. Озеро очень большое думаю раков там хватит на всех, правда я тоже сомневаюсь, что все что у нас продают под севанскими раками таковыми и являются, но внешне похожи:))
Миша
Вы как там? В смысле наводнения в Грузии? Вас, надеюсь, не зацепило?
umrnet
все нормально, зацепило немного. Связь только появилась, если опять не выключат, обновлюсь.
TAR
Вы в субботу будете в Армении или уже нет. Если да, я ы субботу буду в Ереване, могли бы увидится.
umrnet
Привет, нас уже там не будет.