Грузия-Армения Часть 2 online

Блог umrnet
Новую главу хочу начать с Еревана. Розовый город, многие здания построены из туфа.
центр
Город шикарный, очень красивый, широкие улицы, пробок практически нет, все ездят аккуратно, как ни странно пропускают пешеходов, при этом включают аварийку, чтобы сзади стоящий понимал, почему остановилась машина, хорошее правило.
Люди улыбчивые и довольные. Складывается такое впечатление, что здесь люди наслаждаются жизнью и никуда не спешат, размеренно гуляют и общаются. Армяне не такие эмоциональные как грузины, культурные люди, не кричат не машут руками и ногами: ) я не говорю, что грузины не культурные, просто они разные.
Конечно Ереван отличается своей красотой и современностью от других городов Армении, почти все говорят по русски, в школах преподают русский язык. Город очень большой, есть 12 (если я не ошибаюсь станций метро) всего 1 ветка. Жара здесь просто дикая, многие женщины ходят под зонтами.
Никогда не думал, что так подумаю, но я бы остался жить в Ереване, здесь и люди и город располагают к совершенно другому ритму, без суеты и нервов, живи и наслаждайся, но это конечно лирика и жить я буду в Краснодаре.
Еще отмечу, что ереванские армяне, да и вообще все люди с которыми мы здесь встречались, радикально отличаются от представителей армянской диаспоры в Краснодарском крае, особенно сильно от курортных местных жителей. Я не ожидал, что армяне такие приятные и общительные люди. У всех нас есть друзья, родственники или товарищи армянской национальности, но я вас уверяю здесь люди другие, не такие злые как мы все. В общем я влюблен в Ереван, кажется, что этот город мне родной. Мой город. А люди здесь, желаю каждому городу столько добрых и светлых жителей. Кстати каждый уважающий себя армянин знает Краснодар, они все говорят в один голос, что у нас очень много армяней. Кто-то здесь служил, учился, почти у все в нашем крае есть родственники или друзья. Да и вообще здесь с теплотой относятся к русским, считают нас братьями и добрыми соседями.
Забыл написать, что вчера вечером мы случайно зашли в кафе Африка, покушали армянской кухни, послушали местных музыкантов, ужин обошелся в 10000 драм. После этого сходили на Поющие фонтаны и ушли в хостел. Кстати, хостел мы забронировали на букинге, у нас был двухместный шикарный номер с очень красивой мебелью. Хостел имеет общую ванную комнату и туалет, кухню где можно приготовить еду самостоятельно и балкон, в основном соседями были поляки, немцы и америкошки. Очень улыбчивый и добродушный персонал. Все это дело нам обошлось в 42000 за 3 ночи, единственный недостаток хостела — это 5 этаж, но мы молодые и сильные, можно 2 минуты и попыхтеть с сумками на вверх.

День 7 (12 июня)

Немного поспав, мы в 9 утра ехали по Еревану в Гарни. Постоянно приходят на ум всякие фишки Еревана, которые я забываю описать в тексте заранее. Например будний день, час пик 9 утра, а машин то и нет: ) плотный трафик начинается примерно с 11 утра. Просто удивительный город.
Гарни меня очень впечатлил, почти как Ахпат и Татев, а может и больше. От обилия достопримечательностей и очень жесткого графика у меня постепенно все мешается в голове, мысли, эмоции, впечатления — все в кучу! Похоже я начинаю уставать.
До Гарни ехать от Еревана не далеко, порядка 30 километров.
Храм гарни это что-то!
Гарни
Он находится в долине реки Азат, это место уникально, не много осталось в Армении наследия языческой культуры. Постройка храма 1 век н.э.
Мы попали туда в самый солнцепек, вечером я думаю он еще красивее, когда эта красота подсвечивается софитами. Я уже много видел, иногда эмоции притупляются, мол очередной храм или монастырь, но Гарни меня зацепил, может потому, что он сделан в совершенно другом стиле, а может по другой причине, не знаю. Но его бы я хотел еще раз увидеть. Всем советую, только по возможности приезжайте вечером, когда можно сделать более качественные фотографии.
Спускаясь с Гарни я спросил у местных жителей ближайшее сто, через 10 минут человек стоял на дороге и махал нам руками. Подняли машину: Полуось под замену, лопнул подшипник, запасная с собой была, рулевая рейка под замену (погнута) Еще были пыльники и шаровые — их я не трогал.
Треснуло крепление под чашкой (не знаю как называется) заварили на месте.
Я достаточно трепетно отношусь к своей машине, всегда самое лучшее, расходники, мастера и.т.д. Перед поездкой я провел большое ТО, у меня денег в машину уходит просто немерено. Уже все сделал, а нет она зараза подводит. Заплатив ребятам 10000 драм, поехал искать развал, колеса стоят раком, руль ушел, резина визжит.
Серьезно смотрю в сторону патриота, но слово уаз, меня пугает еще больше чем нива. Ну почему машина не может пройти несчастные 3-5 тыков практически без остановок и обязательно что-то случается. Пусть мелочь, но это расстраивает и занимает лишнее время и деньги.
По пути из Гарни мы заехали в Гегард – старинный монастырский комплекс IV в н.э., так же входит во Всемирное Культурное Наследие ЮНЕСКО.
Гегард
Расположен в ущелье горной реки Гохт, многие помещения и кельи монастыря высечены в скале. На территории комплекса имеются вырезанные на каменных стенах и стоящие отдельно хачкары.
Здесь нам повезло послушать женское пение служительниц храма. Очень красиво!

Спускаясь в Ереван нашли через час развал, сделали на стенде, все стало хорошо, отдали 5000 драм. Гоу на хату!
Кинув вещи в номере и искупавшись в холодной воде, чтобы не потерять сознание мы выдвинулись на прогулку. Пошли на Каскад. Каскад это обалденное сооружение, искусственные водопады есть на каждом уровне, на каждом “этаже” есть место для отдыха, много скульптур и везде вода, обожаю воду!
Каскад
Для ленивых и пожилых людей здесь предусмотрен эскалатор, который может вас поднять на самый вверх каскада и оттуда вы сможете пешком спуститься в низ. Выйдя на вверх и сфотографировавшись на фоне Арарата (малый это Сис, а большой это Масис) случайно познакомились с армянской влюбленной парой. Они сидели на каменном уступе и он что-то ей очень красиво пел на армянском. Его зовут Ваграм, а имя девушки я забыл: (
В общем слово-за слово и мы пошли гулять вместе, он предложил нам показать Ереван сверху. Поднявшись вверх в парк Победы, не помню как он называется на армянском, мы посидели какое-то время в кафе, разговаривая о ерунде. (Кстати достаточно было странно от них слышать, что Путин и их президент ) я стараюсь быть аполитичным и лишний раз в чужой стране или с незнакомыми людьми не поднимаю политические и религиозные темы, но здесь я не удержался и спросил почему? Он сказал коротко, здесь делается все как хочет Путин. Очень странно было это слышать, ну Путин так Путин от этого люди и Ереван хуже не стали.
Ваграм работает дизайнером фуршетов, он потомственный повар, по его словам его отец был личным поваром первого президента РА. А вообще армяне такие хвастунишки, почти у каждого в друзьях то начальники милиции, то министры образования и промышленности. Они очень этим гордятся, иногда смешно становится, стоит в протертых джинсах и курит приму, а друг министр: )
Сходили на “Мать Армению” вид на ночной Ереван очень красивый. Не знаю сколько мы прошли в этот день, но очень много, ноги подкашиваются, глаза слипаются, спустились вниз по каскаду и распрощались с новыми знакомыми (естественно обменявшись контактами), ребята спасибо ВАМ большое за экскурсию, за позитив и добрый прием, мы обязательно еще встретимся, может быть у вас на свадьбе? : )
Все, день закончился, не помню как лег спать!

День 8 (14 июня)

Рано утром спустился к машине, увидел тонированную машину полицейских, думаю харэ им спать, пойду поболтаю. На меня вообще жена постоянно ругается, что я сильно болтливый, но это качество проявляется только в поездках, дома я поскромнее.
Подошел к машине и постучал в стекло, реакции нет. Тут из-за угла выходит полицейский ну и спрашивает, что мне нужно. Мне то ничего особо не нужно просто скучно, ну заодно хотел узнать как проехать к монастырю святой Рипсимэ. В итоге он разбудил спящего напарника, которого не разбудил мой стук в тонированное стекло и они начали мне рисовать на карте и обычных листах схему проезда. Помощь полиции здесь меня удивляет. Я с удивлением смотрю на этих людей проводя параллель с нашими ментами. У них смена заканчивалась через час и они предложили их дождаться, чтобы с мигалками как первых лиц сопроводить до монастыря, было бы клево, но я отказался, не хочется понапрасну растрачивать их гостеприимство. Тем более мы были готовы выдвинуться через 15 минут.
В общем выдвинулись мы в монастырь Святой Рипсимэ, очень красивый. Не буду рассказывать кто она такая все это легко гуглится, но в монастыре она похоронена, стоит гроб в подвальном помещении, есть ее изображение, красивая была девушка.
монастырь Святой Рипсимэ
Кстати о красоте. Женщины в Армении, а именно армянки, красивые. Это мы привыкли видеть пышных дам, торгующих пирожками а Джубге, здесь и молодежь красивая и в возрасте люди очень достойно выглядят. Толстых женщин почти нет, ну мужики как и у нас есть разные...
Дальше мы поехали в храм Святой Гаянэ, тоже интересное место. Погуглите, история Армении и зарождения християнства очень интересна. Много былин, читается не как научный труд, а как детская сказка.
монастырь Святой Гаянэ
И завершающим штрихом был кафедральный собор Сурб Эчмиадзин IV в. , по легенде место под строительство храма было указано самим Христом. Он сейчас на реконструкции, а находится на территории семинарии, это огромная территория где расположено множество зданий.
Сходили в музей, где храниться часть ковчега и копье, пронзившее Христа. Сам собор очень красивый, но жалко, что его отреставрировали и внутри, древние письмена замазали штукатуркой, но потолок остался нетронутым.

По дороге в Ереван заехали в храм Звартноц (Храм небесных Ангелов). Руины храма открыты раскопками в 1901 году. Потрясающие колонны. Здесь нам повезло послушать дудук и оперное пение армянских музыкантов.
Храм небесных Ангелов
Возвращаясь в Ереван мы зашли в ресторан Кавказ. Это уникальное место, пусть вас не пугает пафосность заведения. Нигде в Ереване вы не покушаете так вкусно и дешево как в Кавказе. Он находится по ул.Туманяна 8, только не перепутайте, через перекресток есть другой ресторан.
Здесь просто шикарная кухня, на обед мы взяли чинахи, картофель, соус и еще что-то не помню, заплатили 5000 драм, все очень вкусно и сытно.
Советую всем кушать только здесь цена\качество на высоте.
Чинахи
Отдохнув в номере пару часов и погуляв по Еревану мы отправились снова в Кавказ.
Решили шикануть: Шашлык из свинины, баранины, абрикосовая водка, пиво, салат и.т.д В общем образовалась приличная поляна. У меня всегда один вопрос, почему у нас в Краснодаре при заказе салата тебе приносят жалкую пиалу, которой даже ребенку мало. Здесь как и в Грузии порции просто шикарные, то что не доели забрали с собой. Боже храни Армению : )
Вечером гуляли по старому Еревану,
Вид с Каскада
пришли в отель как всегда ушатанные в хлам.
Завтра нам нужно возвращаться в Грузию. Нами много прочитано отчетов и информации по Грузии и Армении. Почему-то бытует мнение, что сперва нужно побывать в Армении только потом смотреть Грузию. У нас получилось наоборот. Мое личное мнение, не претендую на истину:
Армения такая маленькая, но очень разная. Да, пробеги здесь составляют от храма к храму больше чем в Грузии, но это совершенно не мешает. Здесь замечательные люди, замечательная природа, она меняется просто кардинально, хочешь пустыню — будет, хочешь лес — он тоже есть, горы красивые. В общем, я не смею сравнивать Армению и Грузию — это две прекрасные страны чем-то похожи, чем-то радикально отличаются, Армения это ЧУДО, Грузия это ДАР! Мне очень повезло родиться рядом с этими странами. Эх, жаль что политики ведут свою войну, и проезд через Абхазию закрыт, было бы чудесно мотаться в Грузию на 3-4 дня.
Пробег за день около 120км.

День 9 (15 июня)

В 8 утра мы поменяли еще 2000р=16800 драм в супермаркете SAS, вообще мы в эту поездку прилично попали на слабом рубле как в Грузии, так и в РА. Иногда приходилось менять деньги где попало, думаю в районе 2000 мы просто потеряли на невыгодных обменах, но иногда приходится этим жертвовать. Заставляет ситуация.
Долго пытались найти памятник жертвам геноцида армянского народа, в итоге бросили машину и пошли пешком, там развязки какие-то странные, я так и не понял, как к нему подъехать на машине.
Собственно вот этот мемориал, так сказать напоследок.
Памятник жертвам  геноцида армянского народа
Нашли единственную газовую заправку в Ереване, заправились на 3100 драм влезло 28 литров газа по 420 драм за литр.
Я писал очень объемный текст, но из-за нестабильности интернета я его потерял:(
Напишу, что вспомню. В Армении абсолютно все ездят на метане. Этот газ здесь очень дешево стоит, заправить среднестатистическую легковушку стоит порядка 350 драм и это хватит на 300-350 километров, вдумайтесь 40 рублей за 350 километров пробега! Я в шоке. Мы на такси не ездили, но я узнал, что минималка стоит 500 драм, а дальше 10 драм за километр, тоже не дорого.
Кстати, очень много армянских машин имеют наклейку в виде цветка незабудки, это символ столетия геноцида.
По пути в Бавру, набрали воды на перевале и порулили в сторону границы.
Проехав Гюмри (здесь делают одноименное пиво, очень вкусное)
Гюмри
мы в 15-30 были на КПП Бавра. Дорога ведущая к КПП, убитая гравийка. Мы были одни, все внимание было обращено на нас, вот блин, у нас к этому моменту уже была алко-шнива (куча вина-коньяков) переживали, что заставят пить на месте. Заплатив на границе 2000 драм за выезд из страны мы через 5 минут без досмотра были на грузинской стороне. Здесь мы тоже были одни, в первый раз грузины нас шмонали, жена поперла сумки через терминал для пешеходов, а я проехал на машине. Все обошлось без проблем, думаю такое внимание было вызвано полным отсутствием работы у погранцов и просто скукой. В Грузии были в 16-00. Ура! Мы вернулись в уже знакомую и любимую страну.
Наш путь лежал в Вардзию (пещерный город), мы уже были там в прошлом году, но жена не увидела фреску святой Тамары и пришлось вернуться чтобы заполнить этот пробел.
По пути в Вардзию есть несколько селений, где живет очень много аистов, их я видел впервые, гнезда есть везде на домах, столбах и заборах.
Аисты
Климат изменился буквально за час, от дикой жары не осталось и следа, мы снова в привычной нам горной прохладе.
Проезжая мимо крепости Хертвиси, просто ее сфоткали, по ней мы лазили в прошлом году.
Крепость

Поужинав в кафе за 25 лари (хинкали, острое, сыр, пиво) поехали на прошлогодние место ночевки на берегу реки Куры. В связи с обильными осадками, Кура поднялась и у нас не было возможности проехать дальше по берегу, скоро стемнеет, делать нечего становимся там куда смогли доехать.
Лагерь
Разбиваем лагерь, не далеко стоит старый форд-транзит, не придаем значения. Через 20 минут пришел парень и встал рядом с нами, встал в прямом смысле слова, стоит рядом с палаткой, улыбается и смотрит на нас. Блин, думали посидеть вдвоем. Пытаюсь познакомится, получается плохо, он вообще не знает русского, а я грузинского. После литра вина мы начали более менее понимать друг-друга, он оказался пастухом, причем современным, имеет 2 машины форд-транзит и опель астру, приехал из Хуло и живет в Вардзии 8 лет, женат, имеет 2 детей и большой дом, пасет 32 коровы:)
Вардзиец:)
Как его зовут я так и не понял. Пытался нам всячески помочь, то тент натянуть, то палатку поставить, вскоре притараканил жаренной картошки, мацони и мясо,показал спрятанный в скале источник минеральной воды, сказал «баржоми», на вкус и правда она. Поужинали и завалились спать, надвигалась гроза. Он приглашал к себе в автобус на случай большой воды, но мы отказались:)
Ночью было свето-представление, ветер, ливень и все прелести грозы. Ночью пришлось вскочить и натянуть еще один тент на палатку.
Пробег за день составил 324 километра.

День 10 (16 июня)

Утром от грозы не было и следа, свернув лагерь и попрощавшись с новым знакомым, который занял свой пост наблюдения за нами с 7 утра возле палатки:) Мы пошли в пещерный город, вход стоит 3 лари.
Вардзия пещерный город
Собственно из-за этого изображения мы и вернулись в Вардзию.
Святая Тамара
Погуляв и купив себе хачапури с сыром в дорогу мы двинулись в Местию, что-то в этот раз мы перегнули палку по километражу до западной части Грузии нужно было пропилить почти через всю страну.
В час дня были в Боржоми, купили 6 ящиков воды, у нас бутылочка стоит 120 рублей, а там ящик из 12 бутылок стоит 8 лари. Поменяли 5000 на 185 лари.
Купили на обед лобиани (это пирожок с фасолью:)
Лобиани
По трассе я начал кипеть, бачок пустой, все вытекает, грешу или на патрубки или радиатор, жарко, едем медленно. В Самтредии находим СТО, все посмотрели ничего не видно, времени нет вообще, а еще и половины пути не проехали. Доливаю воды и еду дальше, в Зугдиди заправляемся на 50 лари=26 литров по 1,95 за 93 регуляр.
Дальше я ехать не мог, заворачиваю в первую подворотню и принимаю привычную позу.
Починка
Течет как из ведра, но течь найти не могу, сверху не видно все сухо, помпа сухая, из бачка не дует. В общем скинул я защиту и смотрю в книгу, вижу фигу!
За эти 30 минут только ленивый к нам не подошел и не спросил чем может помочь, все предлагали у них переночевать и поужинать, а ехать завтра.
В общем через 15 минут нам привезли литров 50 воды в 6-литровых баклажках, а из соседней пекарни, поваренок притащил горячего хлеба и так виновато говорит, что в машинах ничего не понимает и денег у него нет, зато есть хлеб, вручает его нам. Было чертовски приятно.
Закидываем всю воду в машину, прощаемся с делегацией помощников и двигаем дальше, каждые 10 км подливая воду. Погода портится. Подъезжаем к началу горного серпантина (дорога асфальтовая, но серпантин приличный)впереди 100 км подъема и тысяча поворотов, ливень идет такой, что ничего не видно. В общем почти без происшествий добрались до Местии в 12 ночи. Естественно там все уже давно спали, к Марине куда мы приехали (у нее были и в прошлом году, достучаться не смогли)Тут я увидел в доме напротив чела, тот привел хозяйку соседнего дома и нас впустили к Марине в гетс хаус. Через 15 минут в 00-30 у нас была поляна из сыра, вина, чая и чачи. Марина нас просто угостила, т.к мы били голодные, замерзшие, уставшие. Вот гостеприимство и проявляется в этих мелочах.
Чача меня срубила, спим. Привет Сванетия!
Пробег за день составили 533 километра
Заключительная часть ЗДЕСЬ
18 комментариев
TAR
Вовка, спасибо за отчёт, на одном дыхании, удачной дороги домой, а я через 5 часов буду в Ереване и сам все увижу и попробую, мне очень пригодились твои отчеты о Грузии и Армении!!!
Да, тут и правда здорово, шикарный город Ереван
umrnet
Удачного путешествия. Сходи поужинать в Кавказ, тебе понравится.
TAR
О, спасибо, я только что там был, обедал, и сразу же поужинал одновременно))). А сообщение твоё только сейчас прочёл)) Был в цокольном этаже, готовят отлично, цены отличные, да и живу рядом. Ещё понравилось в кавказской плнннице. Вова, вобщем по возвращению надо встретиться, по бокальчику выпить и пообщаться, если ты не против)
umrnet
Не вопрос, как вернешься, звони.
Как цены в Кавказской пленнице? Дороже?
TAR
Да то на то и выходит. Наберу по возвращению, увидимся. Кинь номер в личку.
Я здесь без машины и семьи, путешествую по коллективным турам, в принципе недорого и интересно. А таксисты цены ломят. Вы вернулись уже?
umrnet
Да, сегодня поздно ночью. В принципе туры у них недорогие.
TAR
Сегодня гарни гегард 8000, завтра Севан и что там ещё 9000, а в среду татев, нораванк, караунж 18000, канатка входит в стоимость. В принципе, это недорого. Хостел снимаю за 4000 с бассейном, сауной, завтраком, рядом с центром. Я счастлив, что посетил Армению!!!
Одни поющие фонтаны чего стоят, на пару часов залипаю, не оторвать)))
umrnet
В твоем случае есть преимущество, не так устанешь. А хостел наверное за 40000 сутки? Нам обошлось 42000 3 суток, но мы максимально бюджетно старались. Денег в обрез. Сколько билет стоит на самолет?
TAR
Нет, именно 4000 за ночь, но это не номер, а кровать в общем номере, но при этом условия шикарные, сауной не пользовался, жарко, а вот бассейн освежает лучше бокала пива)))
umrnet
Прикольно:) Меньше сиди в интернете, гуляй пока есть возможность:)
TAR
Гранд хостел Ереван в букинге.Я здесь только ночую и освежаюсь в бассейне, все остальное время стираю подошвы по Еревану). Здесь же организовывают туры и трансфер. Самолёт Краснодар Ереван стоил 3300, обратно 5900, но сейчас почему то дороже, я брал за три дня до вылета. И да, я тоже бюджетный турист)))
Спасибо, я телефон заряжаю, скоро пойду на фонтаны глазеть)))))
комментарий был удален
umrnet
Ну хоть бы пару фоток показал c Армении:)
Телефон твой не могу найти, свяжись со мной, есть интересная тема.
TAR
Привет, я твой телефон не нашёл, мой в подписи в соседнем форуме. Кинь свой в личку