Экспедиция по Дагестану. Первый опыт в качестве ОРГа.
Моя первая экспедиция состоялась. Собралось 11 машин и что приятно два экипажа приехали из других регионов, Станислав (Navigatorrnd) с Татьяной из Ростова-на-Дону и Дмитрий с Екатериной из Самары. Все остальные из родного Краснодарского края.
Как я изначально и планировал, старт был назначен с озера Кезеной-Ам на 30.04.2018. Основная масса участников, в том числе и мы, прибыли немного заранее — вечером 29 апреля.
Из дорожного:
Из Краснодара мы выехали двумя экипажами: я с Таней и Макс (Medved412) с отцом. Довольно удачно отмахали все погранпосты, нигде не отмечаясь, что является редкостью. В Чечне начались наши первые впечатления. Я помню, как в свои первые приезды видел в чеченских сёлах эхо войны — пострелянные дома, заборы, изрешечённые пулями ворота. На протяжении последних лет в республике ведется масштабная работа по обновлению облика селений. Вот в Шали мы увидели полностью перестроенный и облагораживаемый центр — на наших глазах, сбивая с толку навигатор, прокладываются новые дороги, развязки, строятся мосты, мечети, школы, настилается свежий асфальт, высаживаются тоненькие деревца. А главное — все заборы и ворота частных домов ремонтируются либо заменяются новыми. В Сержень-Юрте только на самой окраине, куда еще не дошли ремонтные работы, нам удалось увидеть печальные следы былых перестрелок.
Что особенно поразило нас в Веденском районе Чечни — во всех населенных пунктах побелены ВСЕ деревья — от мала до велика. На улицах, в сквериках, парках, возле всех зданий. И не только деревья, но и пни, столбы и кусты. А особенно добило — что даже на окрестных холмах и в лесах деревья побелены вглубь метров на двадцать! Едешь по дороге — и обалдеваешь от этой праздничной нарядности :)
"Чеченский самокат"
Засветло к озеру мы не успели, одной машиной я бы доехал часов за 10, но нас было двое :) и это уже замедляло движение. На перевал к Кезеной-Аму поднимались при яркой почти полной луне. Когда прошли верхнюю точку и начали спускаться, наткнулись в темноте на бортовую буханку-головастика, груженую доверху металлоломом. В кабине буханки были парнишка и четверо пацанят. Оказалось, в машине закончился газ. Старший робко попросил дотянуть их до вершины перевала, "а там я самокатом доеду". Ночью в горах холодно и безлюдно. Редкая приора или нива может проехать мимо, и у них навряд ли хватило бы тяги тащить груженый грузовичок полкилометра вверх по перевалу. Ребята уже морально были готовы ночевать на дороге, если бы не повстречали краснодарских туристов :) Макс без колебаний взял на себя эту миссию — развернулся и дотащил "металлистов" до верхней площадки.
Заночевали на Дагестанской стороне озера. Наутро я наконец-то увидел его в прекрасном величественном виде. До этого один раз озеро было полностью в тумане, второй раз — во льду.
Утренние сборы, знакомство, небольшой брифинг, раздача подарков от спонсоров и вперед на маршрут. В первый день на предстояло пройти 140 км горных дорог, которые в некоторых местах перемежались асфальтом.
Одним из запоминающихся событий стал для нас горячий прием уллучаринцев:)
Во-первых, нам для размещения отвели целую расщелину в горах с журчащим ручьём. Во-вторых, вся молодёжь, выходцы из Уллучары, приехали туда загодя, чтобы организовать нам праздник. Ребята выкопали большую яму, в которой развели костер. Мы некоторое время пытались самостоятельно понять её предназначение, но потом сдались и спросили. Оказалось, это для запекания бараньих ног! Запекали их с помпой ) Сначала баранью ногу буквально избивали палкой — для умягчения. Потом солили-перчили, нашпиговывали чесноком. Подготовленную ногу обернули несколькими слоями фольги отнесли к яме с костром. За это время дрова основательно прогорели и превратились в угли. Верхний слой угля сняли лопатой, уложили на нижний слой 5 ног (кстати, я так и не понял, почему их было именно пять, то ли баран-мутант, то ли три ноги пошли на хинкал :), сверху засыпали горячими углями и плотным слоем земли. Через 2 часа эксгумировали готовую запечённую баранину!
Параллельно с этим на другом костре в двух огромных чанах варили баранину. Когда мясо было готово настала пора варить сам хинкал. Для тех, кто думает, что это блюдо — грузинские хинкали — поясню. Дагестанский хинкал — это тесто. Его могут делать из пшеничной муки, могут из кукурузной, может и из другой, но я не пробовал. Муку с водой и солью замешивают в мягкое эластичное тесто, а дальше уже каждая народность готовит хинкал по-своему. Некоторые раскатывают из теста большие пласты, которые нарезаются ромбиками, и варят эти ромбики в мясном бульоне. Некоторые раскатывают маленькие лепешечки, навроде клёцок. А чабанский хинкал, который мы ели, отличался по способу приготовления от домашнего тем, что в горах нет условий для раскатывания теста, поэтому от основной массы отрывается кусок, скатывается между ладонями в колбаску, затем эту колбаску расплющивают большим пальцем и получается что-то вроде ленты из теста. От этой ленты отрываются небольшие куски и так же варятся в мясном бульоне.
Таня прошла обряд обучения и приняла активное участие в приготовлении чабанского хинкала!
Но не только угощение ожидало нас в тот вечер. Местные жители преподнесли нам целый концерт: используя в качестве аккомпанемента всего два инструмента — аккордеон и барабан — нам исполнили народную песню, а также зажигательную лезгинку!
Далее нас встречали Кубачи. Тут силами главы Администрации село Кубачи Абдусаламом были организованы экскурсии, благодаря которым мы смогли познакомится с бытом кубачинцев, хотя бы немного понять уклад их жизни, который действительно очень сильно отличается от окружающих соседей. И действительно, кубачинцами очень бережно хранятся вековые традиции и не только в ювелирном мастерстве, которым они известны на весь мир, но и в обычной повседневной жизни. Это притягивает и заинтересовывает ) И что приятно было увидеть, в Кубачах было очень много туристов и все в основном из Центральной России. Да и по маршруту мы неоднократно встречали машины с Питерскими, Московскими, Новгородскими номерами, народ начал ездить.
В качестве приятного завершения маршрута нас ждал Дербент с его многовековой историей и Каспийским морем. Несмотря на то, что температура воды была 12 градусов, многие не отказали себе в удовольствие искупаться. Маршрут пройден, можно выдохнуть.
В окончании этого небольшого опуса о моей первой экспедиции хотелось сказать всем участникам экспедиции слова благодарности, что не отказали мне и согласились разделить бурлящие во мне эмоции. Спасибо Андрею (COSMOS425) и его фирме "ЦентрСвязи", Мише (Novice), Вове Бармалею и магазину"Кубань4х4", Денису и компании "ФорумЮг", за предоставленные подарки для участников экспедиции и для местных ребят, которые очень радушно принимали нас к себе в гости.
Спасибо всем моим Дагестанским друзья (Наврузу Loko73, Максуду, Магомедсаиду Mycuk-05, Назиму Nazim-derbent, Салиму Solo303, Тимуру model-101) благодаря которым эта поездка получилась такой красочной и интересной. Спасибо селу Уллучара, и всем его жителям, которые приютили нас в очаровательном месте. Спасибо главе администрации села Кубачи Куртаеву Абдусаламу Абдулхаликовичу, который организовал шикарные экскурсии по селу и смог нам его показать во всей красе.
Своей экспедицией я все-таки смог достигнуть желаемого результата — показать людям Дагестан именно таким, каким я вижу его каждый раз, когда приезжаю туда в гости, и все таки развеять страхи, пускай и у маленькой группы путешественников, о том, что в Дагестане опасно и внести вклад в общее дело по развитию туризма в Дагестане.
Все участники которые проехали Дагестан с Запада на Восток, познакомились с этой прекрасной республикой, ощутили на себе все гостеприимство этой горной части нашей страны и думаю, что нисколько не пожалели, что согласились на мою небольшую авантюру. Надеюсь, что всем все понравилось.
Для себя я в очередной раз понял, что без путешествий и без прекрасной природы, которая является неизменным спутником хорошего маршрута, я не могу жить. Поэтому вы любуйтесь фотографиями, а я пошел готовиться к Ладога-трофи, к очередной вехе в моей жизни путешественника ), ну и обдумывать дальнейшие путешествия и экспедиции. На этом нельзя останавливаться.