Новый год в Карелии
Что вы можете успеть за один день? Ну просто задумайтесь. А если этот день 31 декабря? Наверное, помочь приготовить тазик оливье, убрать дома, замариновать новогоднюю утку. Ну а потом сесть за стол всей семьей и спокойно встретить Новый год. Нормальный, обычный Новый год.
А смогли ли бы вы за два дня, а точнее всего лишь за 40 часов, преодолеть 3000 км, опрокинуть машину на бок, практически без потерь, потом проехать 50 км на снегоходе, пару раз утопив его в болоте и промочив ноги, поломать сопровождающую Ниву и один из двух снегоходов, и всё же успеть до полуночи накрошить тазик оливье и откупорить шампанское? И все это ради того, что бы встретить новый год в зимнем заснеженном лесу! Конечно, вы можете сказать, зачем весь этот геморрой, когда рядом есть Лагонаки, Архыз, Домбай. Да даже Грузия со своими горнолыжными курортами рядом. Но нам, шумоголовым, мало того, что под боком. Поэтому мы поехали в Карелию. А если точнее сказать, то в Калевалу. А если еще точнее, то за 50 км от неё к северо-западу.
По пути в Калевалу случился небольшой казус. От трассы «Кола» до Калевалы оставалось совсем немного, 150 км, но дорога была грунтовкой, и очень живописно покрыта утрамбованным снегом. Скорость приходилось держать в пределах 60-80 км\ч. Поехал я в Карелию на АТ-шной резине GoodYear Duratrac. На этом участке дороги она показала себя отлично, за что в очередной раз благодарю своих друзей из магазина Кубань 4х4. Машина на полном приводе очень уверенно и устойчиво шла. В километрах 25 от Калевалы решили поменяться, за руль села Таня. На одном из спусков машину начало нести в занос, Таня не справилась с управлением, и мы на скорости 70 км\ч ушли в сторону левой обочины, зацепили рыхлый снег, легли на бок и следом нас развернуло и поставило на колеса. Хохма в том, что как раз в это время Андрей читал нам по рации лекцию о правилах управления машиной на скользкой трассе :) Итог – Андрюха, конечно же, вытащил нас из снежного плена, повреждения у машины минимальны, примяты две двери и оторвано зеркало. Все незакрепленные предметы совершили оборот по салону и приземлились в разных местах. Мы не пострадали, так как были пристегнуты. Небольшая моральная травма у Тани, которая помешала ей на обратном пути садиться за руль Белого Песца, со временем тоже пройдет ))) Я, по крайней мере, очень надеюсь.
Для проживания нам был отведен небольшой домик в двух уровнях из оцилиндрованного бруса на берегу озера. Когда я первым обозом приехал и начал затапливать печку, то первой мыслью было, как мы в нем разместим весь наш шмурдяк… А его было много! Андрей делал пять ходок на снегоходе с санями, чтобы все перевезти из машины. Печка греет, и причем у нее, как у русской автомобильной классики есть два режима – холодно и жарко. У нас не получалось выбрать идеальную комфортную температуру. А дрова… Эх… Я-то привык к нашим дубам, грабам и букам, которые долго горят, дают много углей и достаточно долго греют помещение, и утром, проснувшись, ты только подкидываешь в печь щепочек, раздуваешь их и вуаля: печь снова отлично греет. А в Карелии ёлка и береза. Елка хорошо горит, дает тепло, но не долго, а береза… У березы два состояния – "еще не разгорелась" и "уже сгорела". И вроде вечером ты напихиваешь полную печь дров, закрываешь все, что только возможно, но утро тебя встречает холодным домиком и остывшей золой. И начинаешь ты новый день с того, что снова затапливаешь печь. Это хорошо, что за бортом не было сильных морозов, так бы пришлось на ночь назначать ответственного истопника )
Финский кофе Juhla это отдельная история. Я люблю кофе. Крепкий темный. Но тут даже насыпав столовую ложку с горкой в турку получаешь светло-коричневую жидкость с легким ароматом кофейного напитка «Цикорий», который был популярен в моем детстве. И он даже пахнет Juhlой, хотя должен пахнуть кофе. Да и по вкусу, как запах. И как приятно выпить нормального кофе после Juhlы. Так что, кто не пил Juhlу, тот не познал Карелию )))
Тут начинаешь ценить любое занятие, которое приносит пользу и сокращает время до сна. А занятий достаточно, так как сам полностью обеспечиваешь свой быт. Утром проснулся – затопил печь, принес воды, нарубил дров, приготовил есть, помыл посуду и так каждый день по кругу.
День короткий, хотя и не полярная ночь, но очень близко к тому, что было в Мурманске. Говорят, что солнце выходит из-за горизонта, но мы его не видели, может из-за того что облачность, а может из-за того, что лес вокруг и оно просто не поднимается выше деревьев. Но оно было рядом с нами, это точно, об этом свидетельствовали красивые солнечные отсветы на облаках.
Подледная рыбалка… Это наша главная история неудачи за всю поездку. Приехал хозяин домика, поставил ловушки по озеру на налима. На ловушках в качестве наживки используются кусочки рыбы. Мы с Андрюхой на следующий день поехали их проверять. Из шести лунок положительный эффект дали только две. Но даже и эти налимчики доставили много радости как нам, так и нашему псу Дозору. Но дальше возникла проблема, наживки нет… И нет ее не только потому, что она закончилась, но и потому что Дозор съел неосмотрительно оставленную наживку. Поэтому надо идти ловить, но 2 часа на льду с удочками не дали никакого эффекта. Улов был равен нулю. И на другом озере пробовали, та же фигня… Ну с учетом того, что я не рыбак, я не расстроился вообще :)
Баня… Устроена не самым эффективным способом, поэтому требуется очень много времени, чтобы ее протопить. Надо начинать с утра и только тогда можно достичь температуры в 50 градусов. И причем надо топить только мелкими дровишками, которые дают реальный хороший жар. А еще лучше пропускать дрова через дом, где можно намного быстрее их высушить.
Ежи и черви… Развлечение выходного дня. Ездить "копать червей", да так, чтобы ежика родить. Когда мне это сказали, я принял это буквально, но здравый смысл подсказывал, что нет тут червей, какие нахрен черви в зимнем карельском лесу? Но копать я их все равно поехал. Так вот, мои дорогие читатели, копать червей очень интересно и занятно. Особенно если вы на снегоходе и на озере тонкий лед, а в лесу глубокий снег… Засадить снегоход в снегу в поисках трассы для выхода на озеро и причем засадить два раза. И второй раз был самый эпичный… Чтобы выехать, пришлось переворачивать снегоход. Но и это оказалось не так просто. Снегоход утоп в озере своей гусянкой. Перевернуть его на бок не получалось. Но немного смекалки и при помощи топора мы смогли срубить сосну и длинным бревном перевернуть снежик, подложить под гусянку ветки и выехать из засады. И как итог – ежики родились. Они нам помогли доехать до домика.
Но черви не оставляли нас, уже на обратном пути мы встретили борцовку, по которой решили сделать разведку. Пару км по заснеженному лесу и мы выехали к домику лесников на берегу озера. Дальше дорога вела к поселку Тихтозеро и на озеро Пистаярви, к хижине дяди Коли, местного «Данилевича». Решили разворачиваться и ехать домой.
А вообще в эту поездку опыт поездок на снегоходе оказался той еще камасутрой! Один на снегоходе, вдвоем, я за рулем, я сзади, втроем, вдвоем с собакой, вдвоем с собакой и с ледобуром, один с санями, втроем с санями и ватрушкой… Днем и ночью… Так что обращайтесь ))) Теперь в моем послужном списке транспортных средств есть и снегоход. Причем снегоход еще очень полезен в качестве ежедневного поддерживающего фитнеса. Отлично работают мышцы спины, плеч и рук. ГУР там не предусмотрен :D
Обратный путь дался нам намного сложнее, чем дорога до Калевалы. Если от Краснодара мы ехали до Калевалы 40 часов, то обратно тащились 56 часов, хотя и этому есть здравое объяснение. Во-первых, вроде бы из Калевалы мы выехали в сторону дома в 19:30, но по факту, надо учитывать то, что выезду предшествовал выезд из домика в этот же день, 4 ходки для перевозки вещей и потом еще 50 км на снегоходе до трассы. И все это легло на мои хрупкие плечи ))) Ну и как следствие – накопившаяся усталость. Во-вторых, так как на обратном пути за рулем в основном был я, нам пришлось два раза останавливаться на пару часов на сон. Ну и третей причиной стал Песец: по пути от Калевалы появился шум ступичных подшипников и непонятная вибрация, а еще бонусом подклинивали задние колодки. На трассе подняли машину хайджеком, заодно испытав новые силовые пороги на Песце, убедились что имеется проблема на левой стороне, но не критичная, и решили ехать в Петрозаводск к оффдилеру УАЗ. Там нас помыли, подтянули, смазали, продиагностировали и пожелали хорошей дороги. Пока мы ремонтировались, Андрюха дозвонился до своего хорошего товарища Владимира по прозвищу «Карел», с которым давно познакомился на трофи-рейде Ладога. Владимир предоставил нам шикарнейшую возможность немного отоспаться в его гостинице, искупаться в душе и по-человечески покушать. Это, кстати, отлично перезагрузило нас и я на одном дыхании смог от Петрозаводска долететь до Каширы без остановок для отдыха. После отдыха нас ждал отличный ужин и общение о судьбе трофи в России. Ну и дальше в путь.
Отдельное спасибо Владимиру, за возможность, хоть и достаточно краткую, отлично отдохнуть в Петрозаводске. Ждем в гости с ответным визитом )))
Домой приехали рано утром 8-го января. После такого отдыха, еще бы деньков пять отойти )))
Машина выдержала путешествие достойно, после поездки загнал на СТО, все на месте, все целое, ну конечно же кроме зеркала и дверей. Сейчас Песец стоит на подготовке к будущей Ладоге.
Хочется сказать огромное спасибо за грамотную подготовку машины к поездке моим хорошим друзья из внедорожного автосервиса "Патриот23".
И конечно же спасибо Андрею 135 и его семье за отлично проведенные праздники. Карелия на всегда заняла часть моего сердца. Это яркая, красочная, волшебная страна.