Экспресс-тур выходного дня. Часть 2. Свет в конце туннеля.

Блог Iskander

Начало

А за туннелем открывался прекрасный вид на полноводную реку Сулак.
Кстати, я забыл рассказать о том, что мне впервые в жизни посчастливилось увидеть гидроэлектростанцию, пускай издалека, но все равно — это событие. Река Сулак славна еще тем, что на ней расположен комплекс гидроэлектростанций — так называемый Сулакский Каскад ГЭС.

Вид на Чиркейскую ГЭС

Самой первой мы увидели Чиркейскую ГЭС . Даже с расстояния в несколько километров она впечатляет. Ну а как же иначе — все-таки самая большая в России арочная плотина и вторая в России по высоте!
Далее мы издалека посмотрели на сооружения Миатлинской ГЭС.

После созерцания величественных гидросооружений мы двинулись в сторону Чиркейского водохранилища. Путь наш пролегал через поселок Дубки, где в период строительства ГЭС жили гидростроители.
Неоднократно ливень начинался ровно через секунду после того, как мы пофоткали красоты и успели прыгнуть в машину. Погода явно нас баловала — Навруз наверняка и об этом как-то позаботился :)
Свернули с дороги, чтобы полюбоваться прекрасными видами на Сулакский каньон.

Дорогу нам указывали орлы.

Мне вот интересно узнать мнение людей, которые там выросли и живут — разве такой вид может надоесть? Сколько лет надо там прожить, изо дня в день созерцая эту красоту, чтобы воспринимать её равнодушно?

Если это Малый Сулакский каньон, то какой же тогда Большой? Надо срочно ехать и смотреть, а то уже зудеть начинает )))

Ну я, естественно, не смог не посидеть на краю, под тяжкие вздохи и уговоры Махача не делать этого. Впрочем, каждый из нас счел своим долгом потроллить впечатлительного Махача, подойдя к краю обрыва для лучшего кадра :)

Цвет воды в реке Сулак просто поражает. Такого же цвета и вода в Чиркейском водохранилище.

Как бы нам ни хотелось охватить как можно больше, но мы не смогли не сделать крюк, чтобы не окунуться в эту фантастическую жидкую бирюзу.

Вода тёпленькая и мягкая. Чистый кайф!
С новыми силами мы двинули к очередной цели — озеру Шайтан со всеми причитающимися ему атрибутами: камышами, кувшинками, лилиями, щуками и комарами.

В озеро вдаётся небольшой полуостров, на котором уютно расположилась база отдыха. На базе имеется деревянный двухэтажный сруб, домики поскромнее, беседка с длинным столом, мангал, две лодки, электричество, посуда и в целом всё, что нужно для релаксации.

На базе нас встретила хозяйка.

Изящная худенькая игривая кошечка оказалась кормящей мамой, прекрасной охотницей на мышей, любительницей сырой щуки и в целом довольно прожорливой дамочкой :)

Мы за всеми впечатлениями тоже изрядно проголодались, потому плов-йолло Саша приступил к шаманизму.

Кто ездил с Сашей в поездки, знает его знаменитый плов. Особенно тот, что на рисе-басмати. Бесполезно описывать его вкус и аромат, достаточно сказать, что в этот раз он получился всё таким же божественным.

Пока еда шкворчала на предоставленных Максудом вкуснопахнущих дровах (бук и сосна), Магомедсаид извлёк из недр своего Патриота костюм химзащиты водолаза, пучок гарпунов и еще каких-то устрашающих приспособлений и пошёл на охоту.

Как во всем известной сказке: "Трижды забрасывал Мусик свой гарпун в воду, но возвращался он лишь с тиной морской…" Мы, как в не менее известном фильме, говорили ему — "За кордон рыба ушла!". Однако ж недюжинное упорство победило. Магомедсаид долго гонял по озеру небольшую щучку, загнал, видимо, в какой-то угол и метко шмальнул гарпуном. Добыча! Ура! Но щука на то и щука, чтобы всякие там караси не дремали. Пока мы дружно поздравляли Магомедсаида с уловом, эта с позволения сказать су… щука извернулась, нашла брешь в обороне противника и цапнула своего обидчика за узкую полоску кожи на подъеме стопы — аккурат, где гидроносок уже кончился, а гидропанталоны еще не начались. Аж до крови, жучка эдакая! Рана была немедленно обработана стерильным самогоном, и если бы Мусику не возвращаться домой этим же вечером, мы бы настояли еще и на профилактическом обеззараживании крови тем же раствором через желудочно-кишечный тракт :)
Магомедсаид перед отъездом благородно пожертвовал свою добычу кошечке, немногим большей по размеру. Как вся эта рыба с головой и костями в неё поместилась — уму непостижимо!
Вечерело.
Из мяса, не вошедшего в плов, Навруз с Махачом стали сочинять нетрадиционный шашлык. Выстелили решётку кружочками помидоров, сверху постелили лучок, третьим слоем мясо. И только потом подумали, что неплохо бы посолить :) Так я и сыпала соль через прутья решетки сильно "на глазок" :)

Навруз сторожит шашлык

Как ни удивительно, экспериментальный шашлык, заметьте — из говядины (!), удался. Далее как водится мирная беседа под стрёкот цикад, чай из собранного в горах чабреца и наконец-то долгожданный сон в родной палатке. Суббота выдалась оооооооочень длинной.

Поутру воскресенья оперативно собрались, так как в планах ответственного Навруза было купание нас в Каспии. Кто читал наши прежние отчеты, помнит, что зимой в Дербенте мы не смогли занырнуть в Каспий по причине несезона, а в мае в Казахстане по причине змеевитости пляжа.
Меня Саша допустил к рулю Патриота и мы двинули на дикие пляжи Каспия.
Когда мы колесили по мелким барханам, Навруз чуть ли не на ходу выпрыгнул из машины и помчался к кустам. Мы выпрыгнули за ним. Навруз утверждал, что только что видел варана, здорового такого! Но тот убежал. Мы, конечно же, воодушевились такой редкой находкой и стали осматривать местность. Неподалёку около норы сидело что-то вроде здоровой ящерицы песочного цвета. Это был не тот крупный экземпляр, которого Навруз увидел из машины, а его младший брат, а может просто сосед. Не думаю, что это был варан, ведь у тех вообще передние лапы похожи на руки, а походка не отличается изяществом и проворством.
Вообще за время поездки Навруз дважды пулей вылетал из машины: первый раз, когда увидел варана (или того, кого он принимал за варана), а второй, когда ему за шиворот залетела страшная истерично стрекочущая насекомая. Да-да, именно в женском роде, потому что так верещать по пустякам может только женщина )))
Путь к пляжу лежал через серые дымчатые пески.
И еще мы переезжали море вброд :)

Шучу, конечно, там в одном месте образовался этакий заливчик (то ли канал впадает в море, то ли море впадает в сушу, надеюсь ребята в комментах разъяснят), объехать который можно было только дав огромный крюк. Потому проще было форсировать. Некоторую неуверенность в первые минуты придавал нам остов УАЗа, сидящего по крышу в море.

Как нам рассказал Махач, бобик пытался объехать пролив через мелководье да там и остался. С апреля купается.
Чтобы не повторить чужих ошибок, мы провели разведку боем — Навруз пробежался по проливу вдоль и поперёк, замеряя глубину и проверяя твёрдость дна. Обследование показало, что ехать можно смело.
Дыхательная система Чёрного Ястреба не готова пока к преодолению водных препятствий, поэтому я перетащила Патрик Навруза через брод на верёвочке.

Найдя совершенно безлюдную местность, мы, наконец-то, искупались в Каспии!

Перекусив после купания шашлычком, мы еще решились потратить драгоценное время на "поиграться в песочнице".

По завершении фотосессии мы выбрались на трассу, и как это ни было грустно, распрощались с нашими гостеприимными друзьями :(
Шёл двенадцатый час дня, а впереди у нас было 800 км до дома и рабочий понедельник.
Нам казалось, что приключения этих выходных уже позади…
Как же мы ошибались :)

Вот вам две загадки .
Можно ли за два дня побывать в Дагестане и в Люксембурге? Запросто! Некоторые всю жизнь там живут :)

А может ли Патриот проехать без поломки два дня? Не может :(

На выезде из Нефтекумска мы решили пообедать в столовой. Вернувшись к машине мы увидели, как из-под нее что-то капает. Причем, как позже выяснилось, мы увидели разное: Саша приметил потеки на левом заднем колесе и решил, что это подшипник. Махнул рукой, сказал — доедем. А меня терзали смутные сомнения- причем тут подшипник, если капает по центру заднего моста из какой-то трубки… Саша про трубку не знал, не увидел. Остановились на обочине, Саша заглянул — етить-колотить! Тормозуха вытекает!

Хорошо и километра от города не отъехали, развернулись и давай искать воскресным (!) вечером работающее СТО. Там закрыто, тут занято, но в конце-концов нам повезло — наш земляк, краснодарский механик, работающий в БМВ-центре на ул. Российской, был в отпуске в Нефтекумске и (как ни странно для отпуска) работал там на СТО. Мы так и не поняли, что ж это за отпуск такой хитрый, но главное — парень диагностировал перебитую трубку и предложил заглушить контур левого заднего колеса. Причем бесплатно. Две минуты делов и снова в путь. Спасибо, земляк!
Всю дорогу мы периодически останавливались, чтобы проверить уровень тормозухи, потому что из-под машины она на каждой остановке нещадно капала. Перегон до дома в этот раз дался чуть легче чем зимой. Саша позволил мне порулить утром от Шайтан-озера до Кизляра и поздно вечером, когда его уже вырубало — от Тбилисской до Старокорсунской. Дома были в полночь.
Если кто задаётся вопросом, стоило ли за два дня намотать 1900 км, то давайте посчитаем. Итак, загибаем пальцы: горы с альпикой и серпантинами, река Сулак и её каньон, Чиркейское водохранилище, спасение Нивы из селевой грязи, ГЭС, романтичный тоннель, озеро Шайтан с его кувшинками, комарами и зубастой щукой, купание в Каспии, барханы, плов, шашлык, тормозуха… Что, пальцы кончились? А впечатления остались :)

Эта поездка стоила двух бессонных ночей и почти двух тысяч намотанных километров. Махач, спасибо тебе за совет по обратному пути — после Кочубея мы кайфовали на пустой дороге среди любимых нами степей. Трудно даже подобрать такие ёмкие слова благодарности принимающей стороне в лице Навруза и Махача, которые передали бы всё испытанное нами удовольствие.
И чувствуем мы, что в Дагестан мы еще не раз вернёмся!