Мангышлак 2016. Часть 9. Дорожная.

Блог Iskander


Итак, мы тусили на прекраснейшей полянке перед Шетпе. Прихорашивались перед обратной дорогой. Погода не баловала. Скучно. Саша успел перекинуть починенное колесо на свое законное место.



Всё что можно было помыть – помыли, что нельзя помыть – протёрли. Преодолевая штормовой ветер поужинали халяльными пельменями. Очень ням-ням!



Всё равно скучно. По заведенной привычке быстренько смотались на ближайшую высоту. По ту сторону хребта эпические меловые горы.



По эту – не менее эпические холмы.



Поумилялись Патриотику.



Сама гора представляет собой гигантский песчаник, из которого медленно, но верно вылупляются круглые конкреции :) Нашли отдельно вылупившиеся сиськи. Развеселились :)



Спустились с горы. Спать рано, заняться в такую погоду нечем. В бескрайней степи развлечений немного. Запускаем оранжевого человечка.





Чтобы развеяться я сбегала к одиноко торчащим живописным деревьям, наткнувшись на травяной коврик у родничка.





За этими нехитрыми занятиями кое-как дотянули до вечера.
При взгляде на это небо было понятно – свежевысушенную палатку лучше и не доставать.



Похоже, пришло время испытать спальник в машине. Всё, что боится сырости мы утрамбовали в салон, все что в пластике, запихали под машину. А дождь нас обманул — не пришёл.
Наутро мы двинули в Атырау с целью заночевать в гостинице и наконец-то выкупаться :)
Вторично проезжали участок дороги, которую сейчас пробивают через меловую гору. Среди таких ярких красок не могли не пофоткаться.





Небольшое лирическое отступление, касающееся дорожной темы.
Российская колёсная техника в Мангистауской области представлена многочисленными Нивами, буханками, бобанами и не поддающимися исчислению Ларгусами. Бобики ползают по трассе со скоростью навозного жука. В забугорном сегменте все призовые места прочно занимает Тойота: стада Хайлюксов щиплют придорожную травку, отары Прадиков бороздят бескрайние степи, караваны двухсотых Крузаков бодро развозят газовиков, нефтяников и дорожников по их важным службам. Беспроводные паровозики катают с места на место цистерны нефти и вагоны ракушечника.
С севера на юг идет бесконечный поток привычных нашему глазу Нексий с непривычным для них логотипом Шевроле на морде и соответствующей надписью на попе. Это всё узбекские машины, загруженные домашним скарбом под завязку, с непременным баулом на крыше (на одной даже газплита ехала). Откуда идет такой поток осталось для нас загадкой.
Для сотрудников жолпола (дорожная полиция) мы не представляли интереса. Один лишь раз еще в самом начале перед Атырау нас на пару секунд тормознули, чтобы глянуть страховку.
Жопастые суслики на обочинах радуют глаз, оживляя монотонную дорогу. Суслики, видимо, имеют какие-то неотложные дела на другой стороне трассы (с какой бы стороны они не находились), а потому отважно кидаются под колёса. Некоторым приходится откладывать неотложное навеки.
Приятна глазу чистота дорог. По обочинам не валяются пивные бутылки, пакеты, пустые упаковки и прочий привычный хлам. Вдоль трассы стоят мусорные баки и туалеты, где тоже довольно чисто.
Казахам не чужда романтика. На наших глазах закаленный тысячекилометровыми дорогами водитель Газели остановился на обочине, чтобы сорвать нежнейшие маки :) Будем и мы романтиками.





Особо хочется отметить ряд населенных пунктов:
Кульсары — западно-казахстанская Венеция. Дома растут прямо из воды, улицы в большинстве похожи на каналы, если бы не размешанная до состояния сметаны глина. К некоторым домам через обширные лужи дорога заботливо отсыпана камнями и глинистым грунтом. Архитектура в Кульсары приятна взору (да простят нам отсутствие фотографий): кладка относительно затейлива, оконные проемы окаймлены контрастным цветом. Фасады домов украшены панно из каменьев с изображением горного пейзажа. Углы зданий тоже облицованы мелким камушком. Встречаются монументальные ворота (как в Дагестане). Даже простенькие оштукатуренные коробки домов и магазинов в качестве более экономного варианта покрашены в яркие цвета — розовый, голубой, сиреневый. Видно, что жителям небезразличен внешний вид зданий. Вдоль трассы высятся почти подряд три шикарных ресторана, рассчитанные на пышные казахские свадьбы.

Сай-Отес — совершенно неуютное место, где улицы выглядят как дорога с Нового на Новосадовый в сезон дождей. Вода и глина. Грязь и пыль.

Шетпе — оптовый аул. Очень бойкий базарчик окружен множеством разноплановых оптовых магазинов. Видимо сюда в центровое место на закупки съезжаются издалека, со всех окрестных селений. В этой части Казахстана почему-то нет сухого вина и темных сортов пива. Обидное для меня обстоятельство.

Форт Шевченко произвел двоякое впечатление: с одной стороны там явно видно стремление сделать городок красивым. В центре аккуратные газончики, клумбочки, заборчики. Свежие тротуары, чистота на улочках. Мусор не валяется. Всюду надписи «Соблюдайте чистоту». Но всё же открытый грунт портит картинку — песок и глина при добавлении воды делают прилегающие улицы непролазными. Забавно было наблюдать непростую работу шиномонтажников – к ним машины подъезжают через всю эту грязюку с полностью замыленной глиной резиной, которую надо снять, отмыть, починить, поставить на место и отпустить снова месить грязь. Тем удивительнее было встретить в таком месте модерновый плоский квадратный светофор. Ну полный тетрис!



В Атырау, попетляв по подсказкам невменяемого навигатора и обратившись за помощью к местному населению, мы заселились, наконец, в гостиницу. Поужинали неподалёку в ресторане Be.Re.G. Я долго пыталась самостоятельно расшифровать, что же значит это «Би.Ре.Джи», всю голову сломала :) А ларчик просто открывался – это «Берег», best restaurant for guest. Мне кажется, копирайтер (или кто там неймингом занимается) чутка перемудрил с названием. Можно было и без точек обойтись :) Заведение при этом чудное! Приятный интерьер в морском стиле, большой аквариум, вежливое обслуживание (Мария, спасибо!), вкусная кухня, наценка на спиртное всего вдвое против магазинной. Весь персонал чрезвычайно дружелюбен и обходителен. Мы не оставались без внимания, но и не тяготились им. Всё идеально выверено :) Кухня отделена от зала герметичной стеклянной перегородкой. Можно наблюдать за волшебством поваров. Мы с удовольствием исписали целый лист в книге отзывов.

Гостиница «Венеция» и её хозяева (Франко и Татьяна) также произвели на нас приятнейшее впечатление. Атмосфера Италии присутствует, при этом – вполне домашний уют. Франко лично печёт пиццу! Мы ещё тёпленькую схрумали прямо в постели. А теперь — Здравствуй, мыло душистое! И полотенце пушистое!
Мы не пожалели, что позволили себе полноценный отдых, потому что назавтра нас ждала «дорога жизни», для описания которой цензурных слов может и не хватить…

Дорога от границы до Атырау — это лютый писец. 270 км полного трэша и ада. Вроде нам, джиперам, не пристало жаловаться на бездорожье, но тут захотелось пожаловаться лично Назарбаеву. Потому что это не бездорожье. Это безобразие ) Условно-асфальтовое полотно изъедено ямами, рытвинами и колеями, которые превращают езду в экстремальный слалом, а ходовку — в утиль. Расположение ям в некоторых местах столь кучное, что ты физически не можешь их объехать, и тебе остается лишь прижмурить один глаз в ожидании удара и мысленно перекреститься.
Этот участок дороги по интенсивности движения сравним с пригородными трассами Краснодара в понедельник утром. Бодрые легковушки, кроссоверы, внедорожники и фуры играют в затейливые пятнашки, шмыгая из стороны в сторону, как убегающий от преследования заяц. Скорости реакции местных водителей могут позавидовать пилоты Формулы 1. О разметке нет и речи, о соблюдении рядности — тем более. Дорожное полотно с обочинами, как общее поле боя, делится попутными и встречными потоками по-братски. Если вас при этом обгоняют, можете быть на 90% уверены — это Ларгус :) А обгон по встречной обочине – в порядке вещей.
Когда мы въезжали в Казахстан от границы к Атырау, мы не знали, что нас ждет и как долго продлится эта пытка, потому она показалась нам вечностью. На обратном пути маршрут и поведение участников движения были более понятны, а потому обошлось без серьезных ударов и гораздо быстрее по времени.
Последние 40 км перед границей (а при въезде — первые) это испытание на прочность нервной системы. Дорога, казавшаяся просто ужасной, превращается в ужасающую. Хочется быстрее преодолеть этот участок, но каждая попытка разгона карается жестоким торможением и ударом. Встреча и проводы в этой точке перехода границы запомнятся нам надолго.
Как выяснилось, этот отрезок пути — своеобразная дорога жизни, по которой из Астрахани в Атырау возят фурами продукты. Атырау в силу своего геоклиматического расположения не сеет зерновых, не выращивает овощей. Население не разводит кур. Два основных занятия: пастбищное животноводство и нефтегазодобыча. А кушать-то что-то надо…
Недавно выбранный новый аким области (из числа не местных) был в ужасе от этой дороги и пообещал её починить, пусть даже за счет кредита.

Самая неприятная подлянка от Патриотика приключилась буквально в нескольких километрах от границы. В борьбе с нечеловеческой тряской на «дороге жизни» пал смертью храбрых механизм открывания задней двери. А ведь нас ждал досмотр! Пришлось принимать экстренные меры: вываливание всего шмурдяка через боковую дверь в чисто поле, откидывание спальника, разбирание обшивки двери и применение русской смекалки. В ход пошли традиционные и не очень артефакты: проволока, найденная двумя днями ранее в степи, клей момент, шнур от ручек пакета и даже стропа долгие годы служившей нам сумки-холодильника Туборг.



В итоге удалось создать условно рабочую конструкцию открывания. Спрашивается, чем руководствовались конструкторы УАЗа, когда убрали ручку с внутренней стороны двери?
Прохождение границы в обратном направлении отняло больше двух часов. Далее прогон до Элисты, ночевка в Байк-отеле с котятами. Рекомендую — и отель и котят :) Из последних впечатлений, настигших нас в пути, встреча на Маныче с пеликанами, которых мы до последнего момента принимали за фламинго :)



Дома подбили расчеты и затеяли писать отчеты. Вот и сказочке конец, а кто лайкнул — молодец!



P.S. Небольшая дорожная зарисовка для релаксации и романтичного настроения

4 комментария
Yroslav
Как вспомню эти 270км до Атырау, сразу плакать хочется. Я бы поехал еще в Казахстан, но эти 270км… бееее
Iskander
Обратно уже во многих местах ехали по степи.
Yroslav
а трек объезда сохранился?
Iskander
Дык прям вдоль дороги пробита колея.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.