Выбор и подготовка внедорожника

Статьи


А.А.Пащевский, Д.И.Ершов
Краснодар 2014


Введение

Автор потратил массу времени и сил, выбирая себе внедорожник. Были задействованы ресурсы интернета, советы «бывалых», отчаянные размышления, и тест-драйвы различных автомобилей.
После выбора и покупки автомобиля было принято решение готовить его к бездорожью не только на основе теории, но и, в основном, на базе личного опыта, осознавая, что и зачем делается.
Здесь неоценимую помощь оказал Дмитрий Ершов (мой товарищ и компаньон по рыбалке и путешествиям на внедорожнике), с помощью рук и головы которого машина приобрела сегодняшний вид. Поэтому далее я везде буду употреблять термин «мы».
Отдельно хотелось бы упомянуть об официальном дилере (в Краснодарском крае это «Юг-Авто»). Наверное, самая безумная идея — обращаться к дилеру за покупкой или установкой любого дополнительного оборудования (а иногда и за починкой штатного). Подробности столь вопиющи и анекдотичны, что даже не хочется их приводить.
Далее мы излагаем свою точку зрения, не претендуя на абсолютную истину. Тем не менее, хочется думать, что наши измышления помогут тем, кто не прошел извилистый путь выбора и подготовки внедорожника.
По тем темам, по которым есть внятное изложение, мы его не повторяем, а отсылаем читателя к источникам такового. В некоторых случаях, когда изложений огромное количество, даже не делаем отсылки. Пишем только о том, что не изложено в общедоступном пространстве.
Фотографии в тексте можно увеличить для подробного рассмотрения (копировать в любую программу просмотра фотографий).
Все рекомендации имеют в качестве основы личный опыт.
Если идет ссылка на страницу магазина, это не реклама, можно взять оттуда артикул или название детали и поискать ее в других магазинах, в том числе зарубежных.
Наверное, нужно отметить, что у авторов не было особых ограничений по бюджету, однако приведенные ниже рассуждения могут, как нам кажется, пригодиться и в другой ситуации.
В конце статьи приведены ссылки на документацию к Defender, иллюстрирующее видео и саму статью в формате pdf.
Первая часть статьи — аргументация выбора внедорожника. Вторая — наш опыт подготовки, который разбит на две части — что необходимо, что желательно.

Выбор внедорожника

Собственно, как и при любом выборе, основой является целевая функция, то есть то, для чего вам нужен автомобиль. Для нас это:
• возможности на бездорожье (речь идет не о многодневных экспедициях, а поездках в пределах региона на один-два дня); по городу ездить не собирались;
• потенциал дальнейшей внедорожной подготовки;
• использование на рыбалке (она у нас очень технологична и требует солидной вместимости).

Принципы выбора
С учетом целевой функции и общеизвестных требований (пример 1, пример 2), таких как наличие:
• рамы;
• зависимой подвески;
• пониженной передачи;
• межосевой блокировки (в случае постоянного полного привода)
список оказался весьма коротким. В него вошли следующие автомобили:
• семейство Toyota 70;
• Mercedes Gelendwagen Professional;
• семейство Jeep Wrangler Rubicon;
• Suzuki Jimny;
• семейство УАЗ;
• семейство Land Rover Defender.
Строго говоря, сюда можно добавить невыпускаемые ныне модели: Toyota 5*, 6*, 80, 105; старые Land Rover, Nissan, Chevrolet, но нельзя объять необъятное.
Наш выбор — Land Rover Defender 110. Хочется отметить, что в случае изменения критериев выбор также может измениться.
Если цель — длительные путешествия с серьезным бездорожьем, то мы бы выбрали Toyota 70, за надежность и бОльший комфорт. Gelendwagen непревзойден для охраны — при солидных внедорожных возможностях он имеет максимальные скоростные качества. УАЗ — победитель по соотношению цена/внедорожные возможности. На многих маршрутах Suzuki Jimny будет лучше всех за счет размера — и между деревьями проскочит, и внутри колеи поместится. Для соревнований — Defender 90. Ну а если бы авторы были помоложе, неженаты и жили бы на черноморском побережье, то между покатушками они бы возили симпатичных длинноногих курортниц далеко в горы на Jeep Wrangler со снятой крышей и дверьми.
Среди рассматриваемых нами вариантов был даже Hummer H1, однако узнав, чем гражданская версия отличается от военной и как у нас обстоят дела с запчастями и обслуживанием, мы в ужасе отказались от этого варианта.

Почему Defender
Начнем с общеизвестных недостатков. Первый — ненадежность. На самом деле это не совсем так. Да, после покупки необходимо надолго залезть под автомобиль и протянуть все гайки (руководство с моментами затяжки каждой гайки и болта — в списке литературы).
Что же касается всего остального, то качество более чем на высоте. Перечислим все выявленные заводские недостатки Defender (кроме необходимости протянуть гайки и болты) за два года очень жесткой эксплуатации на бездорожье:
• неправильно прикрученный зажим выключения кнопки освещения на правой задней двери;
• слетевшая резиновая обертка металлической ручки откидывания сиденья водителя;
• при серьезной тряске отходит контакт индикации включения межосевой блокировки (дилер не смог починить: раздражает, но несмертельно), приходится доводить рычаг влево.
• самое серьезное: однажды слетел хомут магистрали турбонаддува. С другой стороны, мы сами не протянули его, как необходимо с продукцией Land Rover.
Заметим, что речь идет об условиях эксплуатации, в которых другие автомобили могли бы просто развалиться.
Второй недостаток — отсутствие комфорта. Здесь бы хотелось подробнее.

Неудобная посадка
Левое плечо трется о водительскую дверь; левую ногу, снятую со сцепления, приткнуть некуда; передние сидения не регулируются по высоте. Это так, но в городе быстро привыкаешь, а на покатушках понимаешь, что:
• сдвинутая влево посадка дает возможность выглянуть в окно и отследить траекторию колеса (иногда весьма важно, см. ролик с иллюстрациями);
• когда машинка прыгает и всех кидает в разные стороны, упор левой ноги и левого плеча позволяет водителю плотно сидеть на своем месте;
• препятствующие регулировке высоты герметичные ящики под сиденьем, в которых расположены аккумулятор, мозги, предохранители, электрические прибамбасы лебедок и т.д., скорее благо (авторы имеют рост 178 и 198 см, и каждому вполне уютно на водительском сиденье).
Раздражающе короткие нижние передачи
В городе трудно тягаться по разгону даже с жигулями. Оборотная сторона — великолепный подбор пониженного ряда. Посмотрим на цифры.
Главная пара — 3.54. Передаточные числа раздаточной коробки и коробки передач:

ПередачаНизшаяВысшая
117,8-
29,3-
1-6,6
35,6-
44-
2-3,4
53,3-
62,4-
3-2,1
4-1,5
5-1,2
6-0,9
С учетом крутящего момента (90% от 360 нм. на оборотах 1800 и более) первая пониженная дает просто рекордные показатели (свыше 22000 нм. на колеса). Кстати, максималка на первой пониженной передаче, по нашим ощущениям, от 2.5 до 3.5 км./ч.
Такая пониженная передача дает неоценимые преимущества в следующих случаях:
• экстремальный спуск;
• необходимость проехать в точности по требуемой траектории;
• экстремальный подъем.
Как это выглядит, см. ролик с иллюстрациями.

Геометрия
Тут Defender чемпион: как по клиренсу, так и по артикуляции. Правда следует отметить, что УАЗ на военных (портальных, редукторных) мостах имеет лучший клиренс, однако меньший потенциал для доработок (см. ниже). Кстати УАЗ имеет еще и лучший угол съезда, чем Defender 110, но лишь за счет отсутствия необходимого нам багажного отделения нужного нам размера.

Защищенность узлов и агрегатов
Расположение всех узлов агрегатов высоко над рамой — отличительный признак Defender. Ни у одного из конкурентов нет защищенности узлов такого уровня. Оборотная сторона медали — внутри Defender места существенно меньше, чем кажется снаружи. Добавим еще одну деталь, которая, как правило, отсутствует в обзорах. Тормозные шланги, провода ABS, удлинительные трубки сапунов мостов защищены в полной мере в отличие от всех других моделей (сравнивали лично).
Единственная проблема Defender в части защищенности — рулевые тяги. Как решить эту проблему, описано в следующем разделе.

Оценка в целом
Defender бескомпромиссен. Любой выбор между комфортом, возможностями в городе или на трассе и бездорожьем решен в пользу последнего.
Водозащищенные разъемы всего электричества;

  • архаичная, но чрезвычайно крепкая конструкция;
  • слабенький (122 л.с.) но тяговитый и легкий дизель (весьма важно при форсировании водных преград и длительном offroad на пониженной);
  • предусмотренные производителем отверстия для электропроводов навесного оборудования (см. фото); вискомуфта, отключающая вентилятор обдува радиатора при попадании в воду;
  • салон, лишенный ковролина, и прочих долго сохнущих и плохо отмывающихся деталей;
  • выведенные на уровень 115 см. (замер после подъема на порталах) и загнутые перевернутой буквой U удлинители отвода сапунов редукторов мостов и коробки и т.д.
Собственно, это нам и надо. Впрочем, мы не рискнем рекомендовать Defender, как единственную машину. В городе он неудобен.

Готовим внедорожник

Как уже отмечалось выше, мы осуществляли подготовку на основе опыта, осознавая, но до поры игнорируя рекомендации авторитетов.

Что нельзя.

Некоторые авторы рекомендуют, купив Defender, тут же поставить межколесные блокировки и отключить штатную систему, заменяющую таковые. Не слушайте их. Это страшные люди, пишущие о том, в чем не до конца понимают.
А теперь всерьез. Межколесные блокировки в Defender заменяет антипробуксовочная система, притормаживающая колесо, которое с ее точки зрения вращается заметно быстрее второго на этом же мосту. Такая система не ухудшает управление автомобилем, не требует остановки для включения, ее невозможно «забыть выключить». А как все это работает — см. ролик с иллюстрациями.
Кстати, не припомню ситуации, чтобы Defender на грязевой резине застрял иначе, как сев на мосты, или на корпус.
В принципе, провода ABC — дополнительные детали, которые можно повредить, но они расположены в едином пространстве с тормозными шлангами и защищены.
Уже после публикации статьи получили комментарий от почтенного человека (http://www.дефендеры-генри.рф/index/8-112) -" Из практики езды по снежному насту… После 15-50км когда ЕСВ работает постоянно то перегреваются колодки, диски, Сцепление начинает вонять жутко так как нагрузка постоянно увеличена, снег плавится в дисках потом обмерзает вода, колодки стачиваются за одну поездку". Авторы не имеют опыта длительной езды по снегу, поэтому не учли указанного момента, с благодарностью приводим цитату.

Что совершенно необходимо при доработке внедорожника.

Здесь перечислено то, без чего, на взгляд авторов, не следует выезжать на серьезное бездорожье.

Подъем внедорожника
Первая рекомендация авторитетов — немедленная лифтовка машины и установка больших колес. Давайте не будем торопиться и проведем небольшие выкладки.
Лифт улучшает геометрию автомобиля (углы въезда, съезда и продольной проходимости) и позволяет поставить колеса большего размера, что в свою очередь, увеличивает клиренс автомобиля в половину от увеличения размера колес.
Но поднятый центр тяжести увеличивает опрокидываемость: чем больше лифт, тем сильнее требуется вмешательство в конструкцию автомобиля: увеличенные колеса требуют усиления полуосей, увеличения передаточного числа (замену главной пары), усиления рулевых тяг.
Принято считать, что разумный лифт — до четырех дюймов, а увеличение колес — до 35-дюймов, вместо штатных 32-дюймовых (нам еще по дороге ехать до бездорожья). Насколько улучшился клиренс? Вместо 24.5 см стал 28.3 см. А теперь вспомним клиренс ГАЗ 66 — 31, 5 см; ЗИЛ 131 — 33 см; Урал — 40 см.
Много вы видели лесных дорог без колеи, нарытой кем-нибудь из вышеперечисленных вездеходов? Итак, надо лифтовать дальше, хотя бы до клиренса, который позволит уверенно ехать в колее ГАЗ 66 и ЗИЛ 131, и хоть как-то выживать в колее Урала.
Какой надо делать лифт, и какие колеса дадут требуемый просвет? 38-дюймовые колеса дадут клиренс 32.1 см. Лифт при этом придется делать не менее 6 дюймов, порезав арки. Полученный монстр не будет нормально жить на дорогах общего пользования (насколько надо увеличить главную пару!), иметь самые усиленные полуоси и рулевые тяги в качестве расходных материалов, склонность к опрокидыванию. И это при том, что УАЗик с военными мостами, отлифтованный на 4 дюйма, и с 35-дюймовыми шинами имеет клиренс в районе 34-35 см…
Вот вам и объяснение многочисленных видео на YouTube, где владелец навороченного Defender с унылой физиономией лебедится из лужи, которую только что бодренько проскочил УАЗ (на военных мостах, разумеется).
Здесь придется сделать не очень приятное для авторов нелирическое отступление. Значительная часть (большинство?) владельцев Defender доверяют своего питомца тюнинг-ателье, которое делает стандартный лифт, устанавливает 35-дюймовые колеса, увеличивающие клиренс аж до 28.3 см; ставит крутые силовые бамперы, под которые невозможно подлезть хайджеком (см. раздел «бамперы»); прикручивают сбоку на верхний багажник барашками алюминиевые сэндтреки (выглядит серьезно, а как их вставить обратно, когда они погнуты от использования?); забывает поднять цепями брызговики (см. раздел брызговики) и т.д.
Владелец такого «навороченного» и легендарного Defender делает первый выезд на покатушки, представляя, как он сейчас «всех порвет», а в итоге, с ужасом видит поцарапанный кузов своей машины и получает нестерпимые унижения от УАЗиков на военных мостах. После чего шпаклюет, красит машину и производит на окружающих брутальное впечатление, не рискуя выезжать на серьезное бездорожье. Такие Defender мы называем гламурными.
Мы ведь так не хотим, правда? А если да, то нужно учесть, что выбирая внедорожник, придется остановиться на одном из представленных ниже вариантов:
• не заезжать в лес, там злые шишиги нарыли безобразиев;
• брать УАЗ на военных мостах;
• предусмотреть в бюджете подготовки внедорожника установку портальных редукторов.
Пожалуй, авторы в полемическом задоре, слишком далеко зашли. Разумеется, опытный водитель найдет, что противопоставить колее, сделанной машиной с бОльшим клиренсом. Хотя если ваш автомобиль обладает более значительным дорожным просветом, нежели нарывшие колею, то и противопоставлять ничего не надо. Конечно и это неправда, колею может расточить водичка, особенно на склоне; она может углубиться за счет растворения породы на дне лужи, наличия там ключей и т.д. Однако, по опыту авторов, характер движения с бОльшим клиренсом, чем у тех, кто нарыл колею, качественно другой.
Мы выбрали портальные редукторы Tibus offroad engineering. Выбор, видимо, оптимален по следующим причинам:
• минимальное вмешательство в конструкцию автомобиля, подвеска вообще не затрагивается, ABC и «мозги» не перенастраиваются;
• максимальное увеличение клиренса (12 см только за счет порталов);
• идеальное качество изготовления деталей (человек так не может, только робот);
• просчитанные с немецкой пунктуальностью характеристики:
 передаточное число 1.16 в точности компенсирует увеличение диаметра и веса колеса (Tibus рекомендует ставить шины 35 дюймов);
 в поставке усиленные полуоси, расширители арок, дисковые тормоза;
 идеально подобранные диски;
 продуманная и оригинальная система смазки и вентиляции порталов с защитой от воды;
 расширение колеи с улучшением характеристик опрокидывания;
• детальная инструкция по сборке.

Вот фотографии внешнего вида машины после установки порталов:




На что хотелось бы обратить внимание:
• Лучше не выбирать диски самим, а брать то, что предлагает Tibus. Их вылет и конструкция подобраны так, что редукторы полностью спрятаны внутри диска, на них не сядешь. Кроме того, диски с двусторонними бэдлоками позволяют вообще не думать о разбортировке.
• Обязательно брать дополнительный крепеж (это опция), у них слишком цивилизованное бездорожье.
• Tibus не дает такой рекомендации, однако совершенно необходимо поставить усиленный демпфер руля и усиленные рулевые тяги (слишком большой вес колес и увеличенный диаметр).
• В результате установки порталов становятся менее защищенными тормозные шланги и провода ABC, их необходимо защитить самостоятельно (см. фото).







На первых двух фотографиях защита тормозного шланга и провода ABC заднего моста. На третьей — переднего.
• Чтобы сдвинуть брызговики, ввиду расширения колеи пришлось выдумать конструкцию (см. фото).



Общие впечатления:
• на асфальте — не хуже чем раньше; единственно, руль несколько острее, чем надо; впрочем, свыше 110 км/час — дискомфортно;
• на бездорожье — ГАЗ 66 и ЗИЛ 131 теперь могут застрять в нашей колее, а вот с Уралом посложнее. Хотя клиренс у нас лучше — 46 см, но самая нижняя точка — защита редуктора заднего моста, сдвинутого вправо — 36 см от земли, это в колее Урала надо учитывать;
• ввиду значительного расширения колеи необходимо беречь расширители арок;
• Увы, расширение колеи снижает возможности маневра, но за все приходится платить…

Грязевые шины
О выборе шин и чрезвычайной важности этого процесса написано много, например, www.4x4bel.ru/viewtopic.php?f=7&t=22.
Мы выбрали ProComp Xtreme MT2 по принципу хороших грязевых качеств и незначительного ухудшения дорожных свойств. Как уже упоминалось, у нас пока не было ситуации, когда они бы не «выгребли».

Диски
Мы согласились с предложением Tibus — Hutchinson WA-0491, по причинам, приведенным выше. Следует отметить, что диски с двусторонними бэдлоками нормально балансируются, но несколько тяжеловаты.

Защита рулевых тяг
Нужна обязательно! Это слабое место Defender. Согнуться могут при наезде на препятствие и при лебежении.
При выборе передней защиты следует учесть, что она работает в качестве салазок при лебежении, поэтому не надо брать защиту с отверстиями, сделанными для уменьшения веса. По тем же самым причинам со временем защита прогибается вовнутрь в середине, поэтому мы приварили к ней изнутри упоры, передающие усилие на раму (см. фото). Рекомендуем стальную.



Защита задней рулевой тяги была найдена только одна, ее артикул — TF843, производство TerraFirma. Подставив эти позиции в Google, вы найдете ее в наших или зарубежных магазинах.
С большими колесами лучше иметь усиленные рулевые тяги. Нам понравилось изделие той же фирмы с артикулом TF250. Помимо явно более крепкого внешнего вида оно имеет не менее крепкие рулевые наконечники с масленкой для шприцевания.
Кстати, чтобы усиленная задняя тяга не терлась о защиту, под последнюю следует подложить шайбы, для увеличения зазора, примерно 4 мм в нашем случае.
Усиленный демпфер руля мы выбрали 4 WAY Steering Stabilizers. Помимо обещанного производителем «более активного возвращения руля к центру», он позволяет настройку степени усилия, реагирующего на отклонения.

Передняя лебедка
Толковых изложений в интернете много. Например, www.carfactum.ru/2014/08/17/lebedka-dlya-vnedorozhnika-pravila-vyibora.
Наш выбор — WARN 9,5 XDC. Это самая герметичная лебедка из продукции WARN, хотя низкоскоростная (но мы не на соревнованиях, не торопимся). По тяговому усилию (4370 кг) вполне достаточна. С учетом наличия блока, считаем ненужной тягу свыше 9000 кг. Это уже не вытягивание внедорожника, а пахота поверхности.
Металлический трос для лебедки тяжел и неудобен, за ним трудно ухаживать, ролики несколько портят геометрию. Многие предлагают такую схему: вместо роликов ставится плоский клюз, на лебедку мотается 15 — 20 метров толстого (12мм) синтетического троса (есть износостойкие, не боящиеся влаги и, в отличие от кевлара, стойкие к ультрафиолету; толстый и короткий трос меньше закусывается), к этому прилагается 30-метровый удлинитель из такой же синтетики, но потоньше (9мм). При наличии еще и буксировочного троса длиной 10 метров и набора шаклов такая схема представляется авторам оптимальной, мы выбрали ее.
Радиоуправление лебедкой намного удобнее, нежели проводной пульт, но его лучше с собой возить на всякий случай, также следует иметь запасные батарейки для пульта радиоуправления.
К дополнительным аксессуарам следует отнести: корозащитную стропу, три шакла, блок, рукавицы, защитный фартук (мы на всякий случай взяли дополнительный шакл и блок).
Можно посоветовать сложить в сумку удлинитель, пару шаклов, рукавицы, накидку, корозащитную стропу, блок и держать все это в салоне под задним сиденьем, чтобы не возиться в багажнике при необходимости лебедиться. В подавляющем большинстве случаев этого хватит, и очень редко придется лезть в багажник за остальным. См. фото.



Мы считаем необходимым закрепить первые пять витков троса от точки закрепления (так, чтобы вручную нельзя было размотать до упора) в качестве
«защиты от дурака» во избежание проблем (поздно или рано «дурак» найдется).
Наконец, открытые снизу провода лебедки вызывают у нас опасения, поэтому они защищены (см. фото).



Не можем удержаться от совета. Производитель рекомендует применять лебедку на нейтральной передаче, авторитеты советуют держать при этом обороты не менее 2500, дабы не насиловать аккумулятор. В большинстве случаев эта тактика себя оправдывает. Но если траектории движения на лебедке препятствует колея, камень или иные артефакты, разумно на первой пониженной помочь лебедке колесами. Быстрее выровняете траекторию, после чего можно вернуться на нейтральную передачу.
Лебедку следует ставить на бампер, в котором предусмотрена площадка для нее (см. раздел «бамперы»), наверное, разумно сразу брать усиленный бампер с кенгурином. Родной бампер (передний) Defender больше для красоты, а не для защиты (проверено).
Обычно крюк лебедки цепляют за буксировочную проушину. Это неудобно, бывает трудно достать при застревании. Мы сделали как на фото.



Шноркель
Почему он необходим, объяснено много где. Можно купить, можно сделать самим. У нас входил в комплектацию автомобиля. Тут уместно поговорить о защите Defender при преодоление водных препятствий вообще. Высота вывода удлинителей сапунов — 115 см (после установки порталов), на эту же высоту мы вывели удлинители от порталов. Штатные концы выводов загнуты, удлинители сапунов от порталов тоже (см. фото).



То есть кратковременное превышение глубины в 115 см нам не страшно. На вентиляторе радиатора стоит вискомуфта, которая отключает его в воде.
Размышляем над выводом всех сапунов в шноркель.

Верхний багажник
Необходим для размещения аксессуаров, антенн, верхнего света, верхней части веткоотбойников. Полезен при выездах на рыбалку. Предложений много, надо смотреть на вес, количество креплений (не менее 8 — 10), способность защитить люстру.
У нас входил в комплектацию. Если часто возите значительные грузы на крыше (для нас это поездки на рыбалку), то необходимо регулярно подкручивать болты крепления багажника, пока они не усядутся на свое место. Мы занимались этим два года.

Брызговики
Наша статистика показывает, что среднее количество потерянных Defender’ом брызговиков (если не предпринять специальных мер) за один день бездорожья примерно равно 1.5. Дело в том, что при движении задним ходом брызговик зажимается между колесом и камнем (бревном), на который наезжает колесо. При дальнейшем движении назад он отрывается мгновенно.
Методы борьбы видны на фото. Цепи рассчитаны так, чтобы предотвратить зажим брызговика.



Первый признак «гламурного» Defender — четыре целых брызговика, висящих вертикально. У посещающих бездорожье они либо оторваны, либо подняты цепями, как у нас.
Кстати, конструкция прошла испытание временем и бездорожьем. Бывает гнется, но легко разгибается.

Антикоррозийная обработка
Defender имеет алюминиевый кузов, алюминий сам по себе не ржавеет. Однако места соединения алюминия с железом (например, с рамой) представляют собой диэлектрическую пару и подвергаются интенсивной коррозии. Кроме того, обилие воды и грязи на покатушках приводит к аналогичному процессу в металлических деталях, особенно днища.
Для антикоррозийной обработки мы выбрали Rust Stop (http://www.motor-oils.ru/index.php?show=brends&brends=RUST%20STOP). Принцип его действия — проникновение препарата в микропоры металла. По опыту применения обильная смазка стыков алюминия и железа, пропрыскивание всех болтовых соединений, сделанные в начале зимы (даже на загрязненную поверхность!), гарантируют в течение года нормальное состояние автомобиля.

Маршрутный компьютер и программное обеспечение
Не можем понять логику некоторых авторов рекомендаций. Стандартное предложение — находим необходимые карты (разумеется, в электронном виде), привязываем к координатам с помощью программы OziExplorer, закачиваем в навигатор (годится Garmin и еще некоторые марки). Здесь понятно, это действительно оптимальный способ использования навигатора в качестве маршрутного компьютера.
Но второе стандартное предложение — по возможности приобрести подержанный полузащищенный ноутбук и вместо навигатора использовать его с тем же OziExplorer.
В то же время, ноутбук позволяет совершенно иную технологию, гораздо более удобную. Скачиваем бесплатную программу SAS-планета здесь — sasgis.org. Дома, при полноценном интернете, готовим маршрут, установив в качестве источника данных интернет. При подготовке программа скачивает необходимые листы (уже привязанные к координатам) в кэш, который может храниться сколь угодно долго. Мы обычно проходим (дома, при подготовке) маршрут на топографической карте Генштаба в масштабах 250 и 500 метров в сантиметре, а также какой-нибудь из спутников (в зависимости от качества изображения), обычно это Google, или Nokia Here, или спутник Яндекса. Для подъездов к бездорожью бывает удобна Народная карта Яндекса. Спутник проходим в масштабах 17, 18, 19 в терминах SAS-планеты (последний масштаб – максимальный, в котором не теряется четкость спутникового снимка), Генштаб 250 в масштабе 16, Генштаб 500 в масштабе 15. Программа дружит с GPS, позволяет прокладывать маршруты, контролируя их протяженность, измерять расстояния, писать треки.
Теперь переключаем источник данных в программе на кэш, подключаем GPS и поехали. В любой момент можно выбрать каждую из загруженных ранее карт или спутник в соответствующем масштабе. Хочется отметить, что количество скачанных за 10-15 минут листов (тайлов, по-научному) в нашем случае исчисляется сотнями, что дает превосходные возможности для ориентирования. Количество возможных источников (карты Генштаба, различные спутники, и т.д.) — более сотни.
Авторы используют полузащищенный ноутбук Getac S400, снабженный GPS и 3G модулями, стационарную GPS антенну на крыше (как правило, количество спутников, участвующих в работе при таком подходе, — не менее восьми, что приводит к исключительной точности показаний), устанавливаемую по необходимости 3G-антенну. Ноутбук устанавливается в автомобильную док-станцию, снабженную креплениями к ручке переднего пассажира.



Хайджек и аксессуары к нему
Почему необходим, изложено много где. Также необходима подставка под него. Удобно пользоваться удлинителями клюва хайджека (см., например, 4x4max.ru/jacks/2531/6979) артикул — W0597.
В штатном Defender есть спереди и сзади отверстия под такие удлинители. В приличных силовых бамперах, таких, как ARB, они тоже предусмотрены. А в неприличных, можно подварить соответствующие трубки самому, только обязательно с опорой на усилительный элемент конструкции бампера.
Если нет задней лебедки, то следует купить набор для использования хайджека в качестве лебедки (http://off-road-market.ru/catalog/20/item/221/), а еще лучше сделать его самому, купив цепь соответствующей прочности и крюки, например, здесь — www.oootris.ru/cepi.php.
По поводу места для установки хайджека. Снизу нельзя, не всегда возможно достать при необходимости. В качестве обвеса страшно — не дай Бог упадет на трассе. Мы поместили его на крышу (см. фото) и закрутили барашками помимо креплений. Чтобы достать, придется повозиться, но нет опасности падения на оживленной дороге.



Мачете, топор, пила
В лесу, особенно весной или в начале лета, завалы бывают просто гигантские, джиперы еще туда не доехали. Тогда в ход идут вышеназванные предметы. В ряде других случаев тоже возникает необходимость пилить и рубить.
Мачете и топор у нас fiskars, бензопила — ECHO CS-5100. Мачете и топор прикреплены под задним сиденьем, бензопила и набор жидкостей в чехле в багажнике, см. фото.





Щуп, лопата, кирка, коса
Щуп с нанесенной маркировкой глубины замеряемой лужи бывает неоценим, последствия пренебрежения замером глубины лужи см. на фото.



Лопата — понятно зачем. Кирка необходима для грунта, содержащего скальные породы (в Краснодарском крае сплошь и рядом). Ну а коса-секач все-таки больше для рыбалки. Храним в верхнем багажнике.

Компрессор
Изложений о пользе снижения давления в шинах на грязи и в болоте в интернете масса. Имея колеса с бэдлоками, которые не разбортируются при давлении 0.5 атм, искушение использовать такую технологию велико. Каковы требования к насосу, чтобы потом вернуть нормальное (для нас это 3 и 3.2 атм) давление? Объем наших четырех шин (315/75R16) — около кубометра.
Конечно, хочется установить компрессор стационарно, подключив его к аккумулятору, а потом изящным движением руки включать и выключать его, тем более, что приличные, стационарно устанавливаемые компрессоры, могут работать без отключения по причине перегрева.
Увы, плата за это — ограничение производительности. Так, самый мощный стационарный Беркут PRO 24, имеет производительность 47 л/мин (производительность — штука хитрая, она рассчитывается при условии отсутствия перепада давления; а чем больше качаем шину, тем больше перепад давления с атмосферой). Так вот, быстрее, чем за 45 минут он наши четыре шины не накачает. Тут сильно подумаешь, стравливать шины, или ну его нафиг.
Компрессор переносной. Беркут R20 накачает наши шины за 32 минуты (см. www.off-road-drive.ru/archive/18/Zagonshchiki_vozduha). Тоже многовато.
В итоге мы остановились на переносном T-Max 8016601, который накачивает четыре наших колеса до трех атмосфер за 20 минут, меньше никак не получается.

Заброды, вейдерсы
Чтобы промерить лужу или вытащить машину из нее, необходимы как минимум заброды, а если машина поднята, то забродами не обойтись. Лежать они должны, конечно, в салоне.
Поиск по терминам «заброды» или «полукомбинезоны рыбацкие» даст массу предложений, на любой вкус.
Мы остановились на вейдерсах VISION Keeper BootFoot — K2310 10 L, имея в виду их применение также и на рыбалке.
Расположение — под задним сиденьем.

Фонарь
Ну, никак без него в темноте не обойтись. Удобно иметь маленький фонарик для бытовых нужд, а также какой-нибудь из дальнобойных Fenix для разведки.

Что желательно.

Здесь приведены доработки, без которых можно выезжать на бездорожье, но с заметным риском столкнуться с проблемами, потребующими затрат времени и энергии на их преодоление.

Силовые бамперы
Передний бампер совершенно необходим, если придется буксовать на лесной дороге. Иногда необходима прогазовка, чтобы выбраться из грязи. При этом не всегда возможно точно просчитать траекторию и скорость выхода. Последующая встреча с деревом или камнем хоть и произойдет на небольшой скорости, оставит о себе весьма увесистые впечатления. Спортсмены, минимизируя вес, обходятся облегченным вариантом бампера. Мы выбрали бампер ARB (http://www.arbsport.ru/catalog/perednie-bampera/deluxe-winch-bar-land-rover-defender-modern-style.html) с артикулом 3432300, хотя он, конечно, дороговат. Однако определенные проблемы с задним бампером (см. ниже), вызывают сомнения в точном просчете всех характеристик отечественными (даже именитыми) производителями.
Задний силовой бампер в меньшей степени решает проблему столкновения с препятствием (назад движемся обычно медленнее), но он необходим для решения вопроса с задней лебедкой и калиткой под запасное колесо.
Мы нашли только один задний бампер с местом под лебедку и калиткой для запаски. Это задний силовой бампер Land Rover Defender Арт. 11021 производство KDT (http://www.kdt.su/good288.html).



Правая стрелка показывает Т-образную проушину для клюва хайджека. С учетом свободного хода подвески Defender (около 60 см) понятно, что когда машина начнет подниматься хайджеком, буква «Т» так наклонится, что хайджек просто сорвет с места. Так что иного смысла, кроме как «брутальный элемент дизайна», эта проушина не имеет. К чести KDT они по нашей просьбе бесплатно приварили к усилительным элементам трубки для удлинителя носика хайджека. Однако они приварили их в таком месте, где использовать хайджек не дает запасное колесо, а мы это проворонили. Придется самим приваривать трубки в других местах…
Левая стрелка показывает на защелку калитки. Она из дюралюминия (или иного недостаточно крепкого металла) и расположена так, что минимальное воздействие ее ломает.
Наконец, сама калитка явно не рассчитана на тяжелое колесо. Пришлось самостоятельно усиливать (см. фото слева).



Других претензий к бамперу нет.

Задняя лебедка
Нужна не так уж часто. В принципе, вместо нее можно использовать хайджек, снабженный соответствующими устройствами. Но уж больно неудобная эта технология, особенно с учетом веса Defender.

Подвеска
При установке силовых бамперов и лебедок вес автомобиля существенно увеличивается. Хайджек, канистры с топливом и водой, иные припасы делают вес еще больше. Родные пружины Defender не любят бездорожья при увеличенном весе, просаживаются. Соответственно выходят из строя стойки, работающие в нештатном режиме. Пружины и стойки амортизаторов приходится менять. Мы выбрали OME (см. 4x4max.ru/suspension/1077/2985), амортизаторы с артикулом 60037 — передний, 60039 -задний, 2767 — пружина передняя, 2755 — задняя. Здесь нужно отметить, что лифт комплекты имеют хитрые характеристики (см. roverland.ru/ru/ammosprings/). Помимо величины лифта, указывается дополнительная нагрузка на ось в терминах +100, 300, 500 кг. нагрузки на ось. Мы ездим на легкое бездорожье с максимальной нагрузкой, на тяжелое со средней. На машину установлены два силовых бампера, две лебедки, и.т.д. Поэтому выбрали лифт-комплект с нагрузкой +300 кг.

Защита редукторов
Передний весьма желательно защитить, задний помассивнее, но расположен ниже. Если не жалко 1-2 см под самой нижней точкой, то лучше защитить. Посмотреть можно здесь: (http://lr.ru/shop/code/KAT0000952), артикул — TF854 TerraFirma. Забавно, что дилер убедительно доказывал нам, что защиты редуктора заднего моста на Defender не существует.

Защита фонарей
При нашей манере езды лучше иметь защиту светотехники. Посмотреть можно: (http://4x4krd.ru/katalog/internet-magazin/silovoj-obves/zaschita-far/zaschita-zadnih-fonarej-defender), артикул DA1079, BritPart; и (http://offroad-led.ru/index.php?id=427), артикул — GF198m/GF198b.



Защита задних стекол
Когда приходится продираться через ветки, давление последних на корпус машины увеличивается от начала корпуса к концу. Поэтому, пришлось защитить задние стекла.



Силовые пороги
Защищают нижнюю боковину днища в случае посадки на таковую. Бывают в родной комплектации машины. У нас выпускают РИФ и КДТ. Надо обращать внимание, чтобы пороги были не ниже рамы (у родных это так).

Веткоотбойники
Полезны, в лесу ветки не загораживают обзор вперед. Посмотреть можно (http://shop-pajero4x4.ru/search/?searchstring=%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%B1%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA).
Можно сделать самому, только карабины выбирать менее хлипкие. Ставить нельзя, без силового переднего бампера и верхнего багажника при отбое веток повредите корпус.

Боковые зеркала
После установки порталов штатные зеркала невозможно установить так, чтобы видеть и низ задних колес, и машины сзади на трассе. Решить проблему можно здесь: (http://www.mudstuff.co.uk/products/interior-accessories/mud-accessories/defender-xl-mirror-head.html).

Подлокотник
Дополнительная емкость и удобный подлокотник. Сделали сами в дополнение к штатному.



Защитные чехлы сидений
Входили в изначальную комплектацию. Чрезвычайно удобно, поскольку грязи из поездок привозим немеряно.

Тент
Места не занимает, позволяет удобно расположиться при дожде (крепится двумя стойками и к верхнему багажнику).

Кренометр
Иногда полезен, особенно когда надо точно знать, возможно ли продолжение движения. Поиск по термину даст много предложений.

Верхний свет
Необходим при движении по бездорожью в темноте. Написано об этом много, например, (http://www.meridian-club.ru/node/148) или (http://www.off-road-light.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=50&Itemid=147).
Мы используем светодиодные светильники (меньше потребление электричества, легче вписываются в габариты багажника). Из светодиодных выбор пал на Rigid Industries по причине значительно большей номенклатуры, чем у конкурентов, и наличия детального описания (каталог в приложении; возможно, несколько устарел). Схема установки приведена на рисунках:





Как видно, спереди и сзади по три светильника. Сзади три SR-Mini (2 диода), белый гибридный рабочий свет; Спереди один 76,2 см, серия SR — гибридная оптика комбинированного типа, белый свет; и два 25,4 см, серия SR — гибридная оптика, белый свет комбинированого типа. Все в терминах прилагаемого каталога.



Светильники вписаны в габариты багажника.
Непонятно, зачем некоторые авторитеты предлагают боковые светильники. Вбок не едем, а отраженного и рассеянного света хватает, что при включении передней тройки, что при включении задней.
Кстати, на три передних и три задних светильника разные кнопки. Плюс одна кнопка, без которой первые две не действуют (защита от случайного нажатия). А вот фотография.

Тросы
Рывковый и буксировочный. Почитать об этом можно здесь: media.club4x4.ru/809-pravilny...ovyj-tros.html.

Сэндтреки
Как известно, в роли сэндтрека успешно выступает доска-сороковка. А можно купить фабричные сэндтреки — они легче и удобнее в использовании. Мы выбрали пластиковые. Хотя они короче алюминиевых, но не теряют форму и обеспечивают лучшее сцепление с колесом.

Рации
Могут применяться для:
• поддержки связи с группой,
• переговоров со штурманом, вышедшим из автомобиля,
• прослушивания важных частот.
Для первой цели лучше иметь автомобильную рацию (будучи постоянно включенной, не посадит аккумуляторы за 8 часов). Для второй — две рации (разумно одну портативную, одну автомобильную). Для третьей — многодиапазонную (хотя бы на прослушивание).
В Краснодарском крае джиперы используют безлицензионный диапазон, называемый LPD (433,075 — 434,775 МГц), в некоторых других регионах — VHF (144 — 146 МГц). Последний диапазон требует регистрации рации и сдачи экзамена. Мощность и тип антенны рации ограничены. Но кто будет проверять это на бездорожье… Еще следует отметить диапазон CB (26,965 — 27,405 МГц), его обычно используют таксисты.
К важным частотам следует отнести
• в LPD диапазоне — 433.45 Мгц (частота для использования в чрезвычайных ситуациях);
• в VHF диапазоне — 145.45 (частота для использования в чрезвычайных ситуациях);
• в CB диапазоне — 27.065 и 27.185 (частоты для использования в чрезвычайных ситуациях), и 27.135 (международная частота дальнобойщиков, весьма полезна на трассе для оценки дорожной ситуации).
Ввиду специфики использования (пыль, влага) лучше брать рации в защищенном (хотя бы IP 54) исполнении. Дополнительные навороты несущественны, любая современная рация имеет их больше, чем нормальный человек в состоянии выучить и использовать.
Некоторые портативные рации требуют начального программирования с помощью специального шнура и программы (программируются обычно каналы и кнопки).
Существует масса источников по поводу места установки антенны на автомобиль. Причина дискуссий в следующем: установка антенны в любом месте, кроме крыши, приводит к заметному ухудшению качества ее работы; но джиперам антенну надо устанавливать так, чтобы ее не снесло ветками. Предлагается ряд компромиссов для решения означенной дилеммы.
Странно, ведь существует антенна «Шайба 2» (см. center-sv.ru/catalog/anteny/antena/nizkoprofilnye/12207-shayba/), которая, обладая отличными характеристиками, полностью вписывается в верхний багажник (см. фото). Наряду с великолепной защищенностью «Шайба» хороша незаметностью, что не даст повода придраться к вам на трассе. При покупке уточняйте диапазон, у нее он может быть разным.



Наконец, последнее: при размещении рации и антенны в автомобиле посоветуйтесь со специалистом, подключение должен осуществлять только он, там есть свои заморочки. Мы сами проложили провода, а вот подключение и настройку коэффициента стоячей волны выполнил квалифицированный сотрудник.
Для себя мы выбрали автомобильную рацию Yeasu FT 1907R (400-470 Мгц), портативную рацию Yeasu VX 6R (144-148 и 420-450 Мгц передача, 1- 1000 Мгц прием). Такой выбор позволяет решать все три задачи, сформулированные в начале раздела. Автомобильную рацию установили ниже, чем хотелось, но зато она незаметна снаружи.

Спутниковый телефон
Очень недешевое устройство, но может оказаться незаменимым в экстремальной ситуации. Не вдаваясь в детальный анализ, считаем оптимальным выбор спутниковой сети Турайя и телефона Thuraia XT по следующим причинам:
• наименее дорогой телефон из всех спутниковых сетей;
• защищен по IP 54;
• имеет встроенную GPS, может передавать в SMS географические координаты точки, откуда звоним;
• имеет тарифный план без абонентской оплаты первые два года, потом по 5$ в год (впрочем, придется сразу положить на счет 50$).
На рисунке покрытие сети.



К недостаткам сети Турайя следует отнести то, что спутник висит над Сомали (от нас на юг с очень небольшим смещением на восток). Стало быть, если юг закрыт горами, зданием, или вы находитесь в ущелье, не выходящем на юг, связи не будет.
Более точное представление о том, какое препятствие может помешать связи, даст рисунок. На нем изображена Земля, спутник, а в точке касания линии и земли находимся мы (Краснодарский край, 45 градусов северной широты). Чем севернее мы находимся, тем меньшее препятствие (как видно из рисунка) будет загораживать от нас спутник.



У этого телефона есть одна особенность, о которой лучше знать заранее. Будучи включен и не найдя сеть, он прекращает сканирование. Когда вы объедете (обойдете) препятствие, надо дать команду на поиск сети, сам искать не будет.
Сайт сети — www.thuraya.com/.

Запасной аккумулятор
Толковое изложение есть здесь: (http://offroadclub.ru/faq/technic/vtoroy_akkumulyator.html). Мы ограничились наличием просто запасного аккумулятора. Поставили «Optima» (которую некоторые ошибочно считают гелевой, на самом деле она AGM, а гелевые неприменимы для автомобилей). Достоинствами является способность к восстановлению после сильного разряда и количество жизненных циклов перезарядки. Используем ее также как источник питания для эхолота и мотора надувной лодки на рыбалке.
Использовать на покатушках при разряде основного аккумулятора не приходилось. Надо отметить, что при лебежении держим газ порядка 2500-3000 оборотов, если не нужно подрабатывать колесами, что делаем только в случаях несовпадения требуемой траектории и траектории движения под лебедкой. Также люстра у нас экономная — светодиодная.

Продуктовый НЗ
Продуктовый НЗ уложен в специальную сумку.



Он состоит из двух маленьких кастрюль, четырех ложек, мини-примуса, газового баллона, 4 ложек, 4 банок тушенки, 2 пакетов вермишели, 4 пакетных супа, чая, сахара, соли, перца (кружки у нас есть всегда). Все продукты длительного хранения. Бутылка водки, вестимо.

Горючее, вода
Наверху держим канистру с технической водой (10 л), к ней шланг — удобно мыть руки, не снимая канистру (см. фото в разделе «Хайджек и аксессуары к нему»).
Там же канистра с топливом (17 л), по нашей практике больше не надо (80 км трассы и 50 км жесткого бездорожья, из них четыре часа под люстрой — половина 70-литрового бака Defender).
Конечно, не очень хорошо складывать тяжести на крышу, но лучше места не нашли, а расширение колеи у нас значительно увеличило допустимый угол наклона.

Мелочи
Сумка с тряпками, мешками для мусора, перчатками, стеклоочиститель.

Ролик с иллюстрациями, рекомендуем разрешение 1080.

1. Общий вид
2. Пониженная передача, спуск.
3. Пониженная передача, траектория
4. Противозаносная система лужа
5. Противозаносная система яма

Литература

1. LR_2007 технические спецификации Defender.pdf.
2. карта техобслуживания LR_Def_12-.pdf.
3. DEFENDER руководство по эксплуатации.pdf.
4. электропроводка DEFENDER_07_VIN_732617.pdf.
5. Ремонт руководство 1.
6. Ремонт руководство 2.
7. Каталог светотехники Rigid.pdf.

Ссылки

Материалы статьи.
Файлы:
Газик описание.pdf — сама статья.
Литература — набор документации по LandRover Defender.
Defender.mp4 — видео к статье (копия на youtube).
6 комментариев
VTs
А что мешает компрессор переносной установить стационарно. Болгарка, сварка, дрелька — ах да, конечно, еще и своя голова! А у вас она таки есть — вам помогут. Кроме того, при неограниченных финресурсах можно поставить ресивер, что поможет вам еще сильнее сократить время накачивания.
paa_s
Размышляем по установке. Но, решетка радиатора мотора нагревается очень сильно, поэтому устанавливать компрессор надо так, чтобы она не находилась в соприкосновении с багажом или элементами салона. Пока не придумали, куда.
Ресивер, ввиду отсутствия паровозного гудка и пневмоблокировок вещь явно избыточная, а вес, место, деньги придется потратить.
paa_s
статья обновлена по мотивам обсуждений на разных форумах. Самое существенное добавление в разделе «что нельзя»
VTs
Для стационарного компрессора без ресивера рекомендую вот такой девайс:



Надо купить именно указанную модель дефлятора Беркут и после доработки он становится также наконечником для шланга компрессора.

Управление компрессором удобно реализовать через дополнительную линию сигналки.
VTs
Не ожидал такого поведения от картинки. Можно «Открыть изображение в новой вкладке»
paa_s
Вадим Зиновьевич. Такая штука прилагается к нашему компрессору.
Но вот манометр не очень точен.
Подумываю о дефляторах:
4x4shop.ru/shop/shop.product_details/385/flypage.tpl/509.html
и
4x4shop.ru/shop/shop.product_details/353/flypage.tpl/1555.html
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.