Холодное лето… 2008
Холодное лето… 2008
Как в иных землях
Алчная любовь к корысти
Так и у нас христианская любовь
К тихой безмолвной жизни
Расширяла приделы обитаемые
Знаменуя крестом ужасные дотоле пустыни
Н.М.Кармазин
(о соловках)
Ярик (Ярослав) позвонил и по дружески излил тяжесть депрессивного состояния. Работа. Сколько жизненных сил иногда она забирает, особенно летом, когда большинство в отпусках, а у тебя, аврал, завал, проблемы… Хм… Слушай, говорю, а давай, куда нибуть съездим на недельку, так сказать в какое-то «Комарово», подальше от цивилизации, в самую глушь, какую только можно представить, и так, что бы не тривиально… неделю выделишь? Пока Ярослав на том конце телефонного мобильного провода взял паузу на обдумывания куда – бы… в моей голове всплыла старая и до ныне утопическая мечта побывать на Соловецких островах. Уговаривать не пришлось всё равно ни он, ни я толком себе не представляли где это и с чем его едят. Воскресный вечерний разговор перенёся на утро понедельника подготовкой нашей боевой единицы компании ЗАЗ «Таврия», выбиванием пыли из спальников, и досушкой палатки от прошлогоднего похода, как у всех… К вечеру понедельника, Таврия была укомплектована нами и всем, что нужно и не нужно, что бы не пригодилось, и бойко кинулась в вечерние часы пик перебираться на левый берег Днепра. Словно застрявшая, а потом выпущенная пуля мы мчались из Киева, пытаясь навсегда оставить депрессию, где-то, где нас уже нет, и где не скоро мы будем. Путеводителем этого действия стала нам карта России, выпущенная в Минске и недавно купленная на книжном рынке, на всякий случай. Под шум резины по обновлено подлатанной дороге на Чернигов, мы пытались понять, крейсерскую нашу скорость. От 90 до 110 км в час, притормаживая и вглядываясь в каждый стоящий автомобиль на обочине по проезжающим сёлам… не попасться бы ДАЙам… Лето, закат, ослабевающая жара, запах поля, состоящий из сотни разных ароматов трав, делали из депрессантов — романтиков, искателей приключений, людей наполненных идеей и духом. Первым приключением оказалось то, что дорога на Россию безвременно на реконструкции. Поехали через Чернигов в объезд через Новгород – Сиверский. Узкая, но с каким покрытием, словно в Европе. Ночное небо если не освещать как в городе, так же как тысячи лет назад напоминает млечный путь, кем-то разлитый по всему чёрному ночному космосу. От этой красоты Ярик начинает отходить от работы и выдавать философские истины: дорога как искусство может погрузить человека с головой, так, что кроме нее ничего более не надо. Она с нами экспериментирует поворотом, завораживает горизонтом, захватывает неожиданностью, она словно играет, главное не попасться на ее поддавки, и всегда помнить, что она бестия, бывает очень коварной, так, что стремена держи всегда на поготове и главное уверенность в себе. Так за поиском философских дум, мы доехали до рассвета и границы. Какое было наше удивление когда после 15 минут оформления деклараций и двух шуток на счёт того, что едем не зарабатывать, а оставлять деньги в России, нас беспрепятственно пропустили за шлагбаум с «той» стороны… Помню были времена не то, что шутить с таможенниками было страшно… Да! Время всему лекарство… Но, надо сказать, что дороги в России от шлагбаума сразу хуже! Но мы не сдавались – проехать по глубинке! С Брянска выбрались на Р68. Асфальт держался до Кирова. Дальше в каком-то месте асфальт закончился, его там оказалось, никогда не было. Россияне, тем не менее, по гравийкам ездят на иномарках без комплексов, такое впечатление, что ремонт ходовой запланированные ежегодные издержки. К вечеру добрались до Твери. В центре города именно ржавела вывеска о гостинице с названием «Центральная». Проблем с местами не было, ещё бы цена от 50 долларов, без воды. Когда мы спросили о горячей воде лицо администраторши, чуть не взорвалось от удивления, словно мы спрашивали об инопланетянах. «Ну да сколько этой зимы, когда Волга течет через город…» Мы решили искать дальше городок, где бы вопрос воды не вызывал такого удивления. Вообще рассчитывать можно по России не менее чем от 30 долларов за человека, дешевле нам не попадалось. Второй вопрос, который требует внимания это общепит. Мы решили попробовать разные варианты, от советских столов с блинами с той же талонной системой, как при совке, так и небольшими придорожными ресторанчиками, которые в основном ближе к Москве. Цены отличаются в них более чем вдвое, но не качеством готовки, здесь как повезёт. Обед без естественно спиртного обойдётся вам от 5 до 10 долларов на человека. Заходили мы конечно и в продовольственные магазины. Понравилось, что в России пекут серый хлеб как при совке, плотный и очень вкусный. По дороге до Белозерска купили прямо возле дороги копченую горбушу. Цена не дешевле киевского супермаркета, да и свежесть непонятная, но так заверяли, что отказаться просто невозможно. За Белозерском начинается север, в прямом смысле: сильно похолодало, тучи, тайга. Два километра за городом заканчивается на долго асфальт. Дорога Р6 с паромной переправой которая работает бесплатно до 20 часов вечера, один раз в час, а дальше по договорённости с паромщиком. В городишке Липин Бор нам местный гаишник объяснил, что дальше мы наверное не пройдем, ведь дорога Р1 есть только на карте. Хм… Как? Ну, ее планировали построить, но пока извините — ее нет. Посоветовал ехать на Вытергу, авось выберемся. Выберемся?.. Дорога Р5 оказалась магистралью, словно взлётная полоса, лучшая, что пока встречалось, вот так то бывает в России. По карте через 70 км нам надо поворачивать на Каргополь. Повернуть то мы повернули, да смогли после поворота проехать всего 17 км. Думалось, не ужели белорусским картографам было трудно как-то цветами указать качество дорог… Дорога для Уралов или гусеничной техники, без мостов через речки. Думалось, что искали то и нашли – глухомань! Но язык до Киева доведет, не то, что к какому-то Каргополю, подумаешь, что объезд в 300 км. Зато попали в городок Пудож, где зашли в местный краеведческий музей. Музей, как музей, да примечательным стало то, что прямо в музее работает группа девушек, восстанавливающая когда-то забытое ремесло глиняной игрушки. Ярику это дело так понравилось, что он напросился пораскрашивать их, я в это время прослушивал лекцию о старинном искусстве — смесь язычества, северных религий и христианства… На память естественно нам подарили несколько глиняных фигурок. Но в этот день было еще интересней событие – день никак не кончался, вечер, словно остановился. Вот вы, какие белые ночи! К сожалению солнца мы не видели – тучи, время шло, а видимость не падала до часа ночи, потом 2 часа темно и снова день… А на спидометре вот уже 2500км от Киева. В районе Плесецка, главной аэрокосмической стартовой площадки России асфальтных дорог нет, на сотни километров. В космос полететь, чепуха, а вот дороги проложить для России космическая фантастика. Таврия не смотря на быструю езду (60 км в час) не ломалась, хотя казалось, что сейчас рассыплется, ведь грузовики идут не более 20 км в час. Километров 100 от Архангельска уходит дорога на Онегу, но ехать по ней мы не решились, тут для УАЗика испытания… Архангельск встретил температурой в 6 градусов, с сырым холодным ветром, а ведь это 1 августа!
Дальше пришлось пересесть на самолёт, что бы добраться до островов в белом море под названием Соловки. Ан-24 коснулся взлётной полосы сделанной из кусков метала, разложенных просто на более-менее ровном участке суши. Словно говоря, я здесь хозяйка погода прилетевших встречала снежной метелью, минуты на 2-3. Потом вовсю солнце, но холодно то, как… Метров в 20 от полосы деревянный аэропорт и несколько машин встречающих туристов. Каждому улыбаются девушки держащие бумажку с названием гостиницы. Спрашиваю, у вас есть места? Она смутилась, а вы что не заказывали, ну вы и даете, едьте с нами, попробуем поселить вас. В микроавтобусе одни иностранцы. Гостиница оказалась не с дешёвых 200 долларов сутки, а что вы хотели, 3 месяца туристических, а потом 6 месяцев зимы, а топить надо весь год. Пока ехали в гостиницу, удалось кое-что рассмотреть: огромные стены кремля, полевая дорога с торчащими камнями, бараки с серых брёвен, старые, брошенные лодки, и огромные снежные тучи над головой. В номере было тепло и уютно, чистота, и горячая вода. Стены из брёвен, пол с тёсаной доски, всё под старину, в уголке икона, никаких телевизоров или холодильников. Одев на себя всю одежду, что была в рюкзаке сразу принялся за разведку – что, где и когда. С первых метров попадаю на улицу с табличками на деревянных, длинных и очень старых домах: барак времен СЛОНа. (Соловецкие лагеря особого назначения). Иду. Всматриваюсь в каждую досточку. Начинает подходить комок к горлу, тоска, ужас, полно надписей датированных 30 годами… Материализовавшиеся рассказы… я понимаю, что иду по земле пропитанной человеченной. Так непроизвольно бродя, присоединяюсь к экскурсионной группе. В 16 веке здесь уединились первые монахи, основали сначала деревянный монастырь, затем возвели крепость-кремль из камня. Жизнь на островах из-за климата уже испытание, жертвоприношение себя во имя Бога. Те, кто попадал сюда по своей воле, были в качестве инока иные же в роли узников. А на Руси и тех и тех всегда хватало. Не обошли Соловки и Украинскую историю. Петр Иванович Кальнышевский последний кошевой Запорожской Сечи. Его в 1801 году помиловали, да он не возвратился землякам в глаза смотреть. Кальнышевский здесь принял монашеский постриг и умер в 1803 году в возрасте 112 лет. Вечное заточение здесь провёл и прадед Пушкина Сергей Пушкин, который здесь умер в 1795 году. Этот остров умеет ломать дух человека. В 30 годы здесь советская власть организовала конвейер перевоспитания, фактически концлагерь, с которого не было выхода. За всю историю СЛОНа с соловков был совершён только один удачный побег. Группа морских офицеров, обезоружив охрану, сумела добраться до Норвегии. Пожалуй, самым известным рассказчиком тех событий был русский писатель Солженицын. Но помнят здесь и писателя Горького, перед его приездом листья деревьев перед монастырём покрасили ярко зелёной краской, а когда заключённым дали газеты в руки, они перед Горьким их перевернули наоборот верх, что бы хоть как-то протестовать против своей безысходности. Перевоспитание приводило к тому, что человек начинал верить в свою вину, ведь сюда собрали проституток от которых «разгружали» столицы, уголовников, непманов… Редко кто не ломался. Могил тех времён не осталось. Их души везде. На острове лишь камень с надписью и крест, как память о тех временах… Оставляю экскурсию и пускаюсь вольное плаванье по кремлю. Поражает не только полутысячилетняя история каменных зданий построенных с огромных валунов, поражает то, как каждый этот камень вытерт человеческими ногами, как каждая деревянная часть конструкции аутентична, какая-то церковная утварь возрастом не менее 2 столетий, монахи которые словно меня не видят, или скорей видят сквозь меня, погода, меняющаяся кардинально 3 раза в час, запахи еды, плесени, моря, травы и ещё чего-то перемешавшиеся и въевшиеся во все, стены, потолок, ступеньки, люди в платках и фартуках, преобладание чёрного цвета во всём даже в белом, что делает его грязно серым, собаки привыкшие выпрашивать у туристов еду, а получив ее пренебрежительно отворачиваются, чайки не боящиеся человека совсем, громко пища расхватывают, то что собака не съела… и вдруг все эти наблюдения прерывает сильный, холодный дождь. Утаившись в какой-то комнате в полном мраке начинаю прислушиваться – абсолютная тишина, как… в могиле. Глаза привыкают к темноте, и начинаю различать контуры чего-то горизонтально идеально ровного в углу небольшой комнаты. Перевожу фотоаппарат на ночную съемку, делаю фотографию… точно гроб… с фотографией сверху монаха усопшего столетия тому. Фу хватит, выхожу под дождь, а его уже нет. Для первого дня довольно!
В гостинице ресторан забит, люди, разделившись на группы, весело беседуют. Администратор пытается успокоить изрядно напившегося гостя. Иностранец? Нет, москвич, иностранцы, пряча искоса взгляд, и только смеются. Я разговорился с девушкой, которая меня подобрала в аэропорту. Студентка с Санкт-Питербурга, исторический факультет, летом подзарабатывает здесь, рассказала, что туризм пошёл на подъем 6 лет тому, а до этого было вообще страшно, осталось всего 800 жителей в основном старые люди или те, кто спились и им всё равно где пить. Рассвет острова был в 30 года когда здесь были театры, библиотеки, футбольные команды, школа юнг, несколько заводов, узкоколейная железная дорога, гидроэлектростанция, даже пушные фермы разводивших соболей, песцов, лисиц… А как же тысячи убиенных, спрашиваю я? Десятки тысяч, в ответ, ведь соловки наказание со времён Иоанна Грозного, и естественно с рабским трудом… Сегодня на Соловках идут большие споры, по поводу туризма. Нельзя сюда пускать на эти могилы под ногами, людей приехавших просто развлечься, ради интереса, это святое, духовное место, место преображения духовного человека. С другой стороны, без денег, без отстройки и реставрации кремля тоже нельзя, так уже здесь было в 70 годы минувшего столетия. Советует, вы обязательно сходите в морской музей…
Утром первым делом иду в музей. Вход бесплатный. В одном из бараков разместилась экспозиция и тут же рядом несколько людей собирают лодку прототип той, на какой в 1694 году сюда приплывал Пётр первый. Люди за свой счёт приехали в отпуск, что бы поучаствовать в строительстве лодки. Это ещё одна сторона Соловков – волонтёрство. Есть люди, которые восстанавливают храмы, есть на работах по реконструкции кремля, вот эти заняты лодкой. Сколько их трудно сказать, но местная школа скорей напоминала большой улей, застелённый туристическими ковриками, и спальниками. Морской музей заканчивается краеведческим музеем. Старые сети, обломки лодок, растрепанный канат. Говорят, что рыбаки и сегодня есть на соловках. Иду смотреть порт. По дороге сушатся сети, чинятся лодки. Быт тот, что на фотографиях 100 летней давности, только кораблики с моторами, а не на парусах. По улице бараки, есть даже покрашены, везде спутниковые телевизионные антенны, как атрибут заселённости дома. А вот и паром. Он каждый день из Кеми приходит сюда пока не замёрзнет море, тем и живут. Отдельное слово об автомобильном транспорте. Машины все, что есть на острове можно пересчитать на пальцах. Среди них две поломанных Таврии ржавеют. Но есть прокат джипов – Уазиков и Нивы на огромных колёсах. На момент моего присутствия на острове весь прокатный транспорт был на ремонте. А вот взять на прокат велосипед без проблем. Велосипедистов от этого на Соловках как в Китае, да и расстояние в 15 км, длина Соловецкого острова, как раз велосипедная дистанция. К 15 часам иду на самолёт на большую землю, ведь путь домой ещё не малый.
50 минут полёта и вы в Архангельске. Потом по М8 в сторону Ярославля. Везде асфальт и ремонт дороги. Проехав ночью Москву, и меняясь за рулём, мы, через 36 часов были дома. А это 2500 км одним махом.
Итог:
Депрессии нет, одни эмоции! Да и на одно событие в жизни стали умней.
Нет плохой земли для обитания, так же как и плохой погоды, просто каждому человеку где-то лучше. Север испокон веков манил романтиков, манил именно своими трудностями, необитаемостью, суровым климатом. Этот остров делит людей на слабых и сильных, на жертв и победителей… Соловки стали заветной родиной для многих приехавших сюда и оставшихся навсегда. Пропуском на эту землю был и есть аскетизм, духовная твёрдость, вера и самопожертвование. Соловки это скорей параллельный мир в нашем времени, так же как Афон или даже Тибет, генерирующий сильнейшую духовную энергию, как альтернатива развивающемуся обывательскому миру, окно в высший разум в котором всё умиротворённо и гармонично… Мне кажется, что для поездки на Соловки человеку обязательно надо созреть, иметь уже жизненный опыт, а главное быть в постоянном духовном поиске – тогда это для него! Смотря на поиски здесь иностранцами «Русского секрета» так и хочется сказать им — не расстраивайтесь, ведь смысл жизни, наверное, закладывается при рождении, той землёй, на которой вырос, теми колыбельными, что пела мама…
Справочные данные:
1.Автомобиль ЗАЗ 110218 2006 года выпуска
2.Средний расход топлива А-92, А95 – 5,5 л/100км
3.Поломки – не было
4.Температура в пути – от +3 до 24 градусов
5.Длина маршрута 5019 км
6.Путешествие длилось 7 суток, из них четыре в пути остальное на Соловках
7.Общий бюджет путешествия (с перелётами) 1500 $
Фотографии
{gallery}2013/writers-awards/pmua/cs-2008{/gallery}