Новый Год в Карелии 2013

Статьи
31/01 Новый Год.
 
Не смотря на прогнозы электронной барышни из яндекс-навигатора, в Калевалу прибыли мы в 15:30. Доложившись Андрею о приезде, заселились в гостиницу, занесли все вещи, которые нельзя оставлять на морозе, отбили машину от налипшего снега и легли отдохнуть. Часов в восемь вечера проснулись и прогулялись по Калевале. Практически каждый дом, каждое окошко было красиво оформлено. Всё-таки это самый главный праздник в нашей стране :-). Перед Домом Культуры стояла новогодняя ёлка и был разложен реквизит для праздничной программы.
Встретили 00:00 в небольшой тёплой компании, посмотрели салют, новогоднюю программу, немного посидели за столом и ушли спать.
 
 
01/01 День заезда.
 
Пока проснулись и позавтракали — начало светать. Оставили в номере вещи на обратную дорогу, а остальное опять уложили в машину. Накануне вечером узнали, что все туристы по различным причинам поменяли планы, и мы едем впятером: Андрей с женой Любой и сыном Кириллом, и мы с Настей. Решили женщин отправить на пикапе с грузом для домика (генератор, вещи, топливо и т.д.) вокруг по дороге 140 км, а сами с одними санями на двух снегоходах, налегке выдвинуться напрямки и протопить домик к их приезду. В этом году морозы встали раньше снега и озёра хорошо промёрзли, верховой воды практически не было. Небольшое количество снега в лесу, было исправлено буквально за пару дней перед нашим приездом обильным снегопадом. Но тем не менее, к нашему появлению температура подскочила до -5 и снег начал проседать. В такую погоду тащить тяжёлые сани даже для 120 сильного снегохода довольно непростая задача. Взяв на сани нз топлива, мы выдвинулись в сторону домика около 15:00. В это время уже начинаются сумерки — на снегу становится отчётливо видно пятно света фары снегохода.
Так как копать червей по дороге туда в наши планы не входило, все болота мы обошли или гребнями, или по льду озёр. Заскочили по дороге к местному Данилевичу — дяде Коле. Дядя Коля обрадовавшись оказии, попросил нас сначала сгонять за ножичком, который он подзабыл в стоге сена на противоположном краю озера, а потом попросил (раз уж мы и с санями и едем за ножичком) то и стог сена захватить заодно :-).
Учитывая что дома его лошадке жевать нечего, а к сену она не набегается по два раза на дню, сгоняли за стогом. Ну, и ножичек прихватили :-).
Пока сено, пока чай — к домику подъехали около шести вечера уже в полной темноте. Поставив один снегоход на бугре осветителем, занялись первичными работами. Андрей начал разводить огонь в печи и камине, а я пошел отбивать все необходимые тропинки. Управились практически одновременно. Дверь на балкон второго этажа открыло ветром, и домик промёрз до инея на потолке. Нагревать дом предстояло долго. Разгрузили сани, зажгли керосинки, и сели ждать наших женщин.
В пикапе автомобильная станция 433 МГц, а у нас носимый Vector Military. К восьми часам ночи иней на потолке подтаял, и домик начал потихоньку прогреваться. В эфире была тишина, пикап на наши радио-позывные не отвечал, шёл снег. Расчётное время прохождения по дороге — около четырёх часов. В 21:00 мы набили топки печи и камина дровами и выехали навстречу. Маршрут пикапа состоял из трёх частей: сначала из Калевалы надо было выйти на Пиаозерский и двигаться в сторону КПП Суопере до Тунгозера, затем в Тунгозере надо уйти налево, выйти на колючку нейтральной территории и двигаться до поворота на Тихтозеро (Пистаярви), и третья часть — собственно пять километров до Тихтозера. Дорога в сторону КПП проблем не должна была составлять, участок от Тунгозера вдоль колючки в проезжаемом состоянии поддерживают обычно лесники, крайние пять километров чистит своим трактором местный финик, который когда-то давно приехал строить в эти места дорогу да и как-то осел. Исходя из того, что на улице стояло первое января, дорога от Тихтозера предполагалась нечищенной.
Итак, мы выдвинулись навстречу. Выйдя на колючку, мы обнаружили, что и эту часть дороги не чистили уже несколько дней и никто по ней не ездил, снег усилился. Решили выехать в зону действия связи и воспользоваться чудом цивилизации — телефоном. Дорога вдоль колючки петляла по лесу, спускалась в ложбинки и пересекала заболченные участки. На открытых пространствах на дороге встречались перемёты. Примерно через 10 км мы встретили Оду. Местный парень Василий с Машенькой выехали из Калевалы примерно в 17:00 и вот уже четыре часа едут в Пистаярви. Пикапа они не обгоняли, уже несколько раз подсаживались и думали вот-вот и пора будет разворачиваться обратно. Предупредив о перемётах впереди, приободрили, сказали что в любом случае будем ехать обратно и поможем. Помчали дальше и буквально через пару километров встретили наших женщин на пикапе. Оказывается выехали они около семи вечера и потихонечку на понижайке ехали по пухляку от самого Тунгозера. В это время Василий подсел в ближайшем перемёте, где мы его и нагнали.
Люба впрыгнула в комбез и на снегоходе с Кириллом помчали в домик топить печь и камин, дрова в которых уже должны были прогореть. Пока мы объезжали москвича, пока спускали колёса, пока искали почему Ода ко всем радостям ещё и заглохла, пока заливали топливо (вот она причина) — москвич успел прилипнуть к сугробу довольно крепко. Сдёрнув за пару рывков тронулись. Под снегом был лёд и медленно тянуть было проблематично. Машине ехать по пробитой снегоходом дороге хуже чем по целине. Снег уже не пухляк, но ещё и не укатанная колея. Получается надо ехать и пробивать прибитый сугроб, колея от снегохода узкая, а от снегохода с санями — ещё уже. Плюс ко всему ровно лупить на снегоходе 80 км/ч по дороге, на которой под снегом колея, не получается. В итоге на четырёхполосной (для снегохода) — едешь по одной единственной (средней) :-).
В общем методом тыка было вычислено, что тянуть москвича удобнее всего выйдя на скорость глиссирования (около 40 км/ч) — так он не успевал провалиться глубоко в снег и в тоже время не сильно уходил в занос на поворотах. Дотянули практически без приключений :-). Вещи из пикапа перевезли за две ходки. Люба с Кириллом были уже на месте, в домике уже было совсем тепло а с приездом генератора стало ещё и совсем светло :-).
 
 
02/01 Винно-банный день.
 
Не смотря на то, что вчера не было практически никаких физических нагрузок, тем не менее утром в теле почувствовались практически все мышцы и кости. Надо отметить, ощущения несколько подзабытые и довольно приятные :-). Сегодня по плану винно-банный день. Отбили от снега снегоходы, почистили присыпанные за ночь тропинки, подрегулировали вариатор на поларисе (немного резко прихватывал), прорубили прорубь, отбили тропинку от неё к домику, навозили воды, накололи и наносили дров. В оставшуюся светлую часть суток на ватрушке за снегоходом покатались сами, и покатали местную детвору. К вечеру затопили баньку. Из деревни пешком (где-то километра два) пришёл пацанёнок, накормили, показали ему с Кириллом «Унесённых призраками» Миядзаки, потом Андрей отвёз мальчугана обратно домой на снегоходе. Напарились. После баньки употребляли морс и готовились к завтрашней рыбалке: распутывали сомоловки. Завтра день-рыбалка :-).
 
 
03/01 Рыбалка.
 
Настя растолкала меня ни свет ни заря, аж в 9 часов утра. Снег на улице имел густой фиолетовый оттенок, начинались еле заметные утренние сумерки. Андрей с Кириллом до поздна резались в морской бой и сейчас пока ещё спали. Печь и камин почти остыли, густая вязкая тишина подчёркивала сон дома и его обитателей. Прокрался на кухню, и зажёг керосиновую лампу. Тёплый свет керосинки сквозь слегка закопчёное стекло осветил уголок кухни. Захватив с камина загодя наколотую и просушенную лучину, я начал разводить огонь в печи. Неторопливо проснулась печь и за ней начал просыпаться весь дом. К половине одиннадцатого утра все встали. Утро в домике на острове, начинающееся со света керосиновой лампы и с кофе, нагретого на живом огне печи, совершенно определённо волшебно.
На улице тем временем медленно светало. Запустили генератор, прогрели и поменяли масло (прошли первые пять часов обкатки), заправили бензином — приготовили на вечер. Пока позавтракали пока оделись, уже окончательно рассвело. Отцепили сани и на двух снегоходах налегке выдвинулись на дальние ламбушки порыбачить.
Во время попытки нарезать простец по лесу между озёрами вариатор поляриса захрустел и было решено оставить его на берегу Тихтозера в лесу, а всем на одном снегоходе в несколько ходок доехать до планировавшегося места рыбалки. Андрей повёз первой Настю а мы с Любой и Кириллом пошли следом пешком. Второй ходкой уехали Люба и Кирилл ну, а я к тому времени, как Андрей приехал за мной, уже почти дошел до места рыбалки пешком.
Насверлили лунок, приступили к основной программе. Первой окуня вытащила Люба, ну а дальше понеслось: все начали таскать калиброваных окуней чуть больше ладошки. Внезапно начавшись, клёв примерно через час также внезапно и прекратился. Все тут же заметили что холодно и пора обедать. Перебрались на берег, в то место, где две ламбушки соединяются протокой. Место традиционное. Под снегом разыскали напиленный кругляк, покололи, развели костёр. Пока перекусывали и грелись, сумерки начали переходить из не очевидной стадии в очень даже наглядную.
Обратно подкорректировали логистику и управились в две ходки. Первой я перевёз Кирилла и Настю и часть снаряжения, а второй уехали с Андреем и Любой.
По возвращению Андрей занялся потрошением окуней а я тем временем наколол дров на дом и баню, натаскал везде воды и затопил баню. Слегка перекусив в ожидании ухи, занялись подготовкой техники.
На поларисе Андрея, днём закашлял вариатор, а на моём люнксе во вторую ходку после встречи с пнём, начал смотреть набекрень руль. Я сгонял на берег и привёз с пикапа ключи — занялись ремонтом. Пока ремонтировали — баня потихоньку протапливалась. Вода в баке для горячей воды ещё не кипела, но при этом стены бани уже заметно парили а термометр показывал 110 и продолжал лезть вверх. Собственно эти его 110 градусов по Цельсию были последними показаниями, так как в следующую проверку печки мы обнаружили что колба взорвалась и термометр погиб. В этот момент начали откровенно дымить прилегающие к печи стены… При выключенном свете в парилке чётким алым силуэтом светилась печь. Начали противопожарные процедуры. Сначала отлили печь, затем отлили стены, затем я используя наливной топливный шлаг как хобот, залил все дымящиеся щели адресно. Задымление было ликвидировано :-). С поларисом разобрались, а с кривым рулём на люнксе так просто не получалось. Обнаружили два гнутых рычага, но это были явно давнишние изгибы, причём друг с другом никак не связанные и к положению руля не имевшие отношения. Подразобрали передок и выгнули один рычаг, руль так и остался в кривом положении. Решили подкорректировать рулевой тягой. Кто-то очень добрый и явно конструктор придумал крепление защиты днища на заклёпки а добраться до тяги сверху мешает двигатель. В итоге руль подкорректировали, но законтрить регулировку длинны рулевой тяги получилось только с одной стороны. Пока машина лежала на боку, отбил заодно подвеску от льда.
Тем временем подоспела уха и жаренные окуни. Набили желудки вкуснятиной и пошли париться в баню :-). После бани традиционно — свежесваренный и охлаждённый морс.
День завершается, топки в печи и камине прогорели, закрываем дымоход, тушим генератор и спать. Спать навстречу следующему дню :-).
 
 
04/01 День некопаных червей или рыбалка 2.
 
Сегодня по плану трофи. Женщин оставляем дома, выдвигаемся сразу после завтрака. По дороге ставим пяток капканов на сома/налима недалеко от дома и едем по маршруту. Но трофи наше заканчивается практически не начавшись: после прогона по озеру вариатор полариса опять начинает кашлять на входе в лес. Делать нечего, приходится переквалифицировать не состоявшеся копание червей в рыбалку, благо удочки с собой. Крайний раз пытаемся побороть неисправность заменой ремня — не помогло. Паркуем полярис и втроём на люнксе двигаем на щучью ламбушку. Снега в лесу маловато и нам под лыжу постоянно выныривают пни. Андрей лихо перемахивает через лежащий по диагонали валежник. Добравшись до озера, в лучших традициях рыбаков обаружили что удочки то у нас остались в поларисе. Пришлось мне на люнксе возвращаться. Как водится пара препятствий в обратную сторону оказались несколько иные чем туда… пару раз я очень качественно и довольно глубоко копнул червей в буреломе. Вернувшись с удочками, обнаружил что Андрей с Кириллом пробурили с пяток лунок. Приступили к ловле рыбы.
Но сегодня от нас отвернулись не только черви, но и рыба. Ни одной поклёвки. С наступлением сумерек развлеклись народной забавой: разожги костёр зимой из обычных спичек. Нашли на берегу засидку, и на месте кострища со второй попытки развели нормальный такой «ростовский» костерок. Перекусили, позабрасывали ещё раз удочки и выдвинулись обратно к дому.
Завтра день отъезда. Вполне возможно что все недокопанные черви поджидают нас по дороге домой. Возвращаться хоть и по пробитой дороге, но тем не менее пересечёнке. У полариса будут все шансы показать нам свой вариатор. Тяжеловесные сани сразу зацепим за люнкса а если поларис закашляет совсем, то подцепим цугом за 400ку ещё и его…
Вечером традиционно накололи дров и натаскали воды. На ужин доедали лося, уху и жареную рыбу. К чаю были испечены гренки.
 
 
05/01 День отъезда.
 
В день отъезда навалилась лень. Проспали до рассвета, медленно, с долгой раскачкой приступили к подготовке к отъезду. Первым делом заготовили дров в дом, чтобы в следующий раз было чем сухим растопить печь и камин. Затем вывезли на берег мусор и часть вещей, очистили от снега и поставили прогреваться пикап. К тому времени Настя и Люба убрали в доме и приготовили завтрак. Позавтракали, собрали вещи и вывезли их второй ходкой на берег. К этому времени пикап растаял снаружи и прогрелся внутри. В четвёртом часу мы покинули наш новогодний остров и двинулись в обратный путь. Обратно выезжали также как и приехали, Настя и Люба на пикапе, а мы с Андреем и Кириллом на снегоходах. Только сани в этот раз зацепили за мой люнкс во избежание проблем с вариатором. Обратной ходкой было решено попутно забросить немного досок и железа на стройку второго домика. На крайних озёрах перед дядей Колей всё было истоптано лосями. До места строящегося домика добрались без приключений уже в темноте, раскопали укрытые стройматериалы, доложили привезённое и укрыли как было. Перецепили сани за поларис. Теперь мне надо было быть особенно осторожным — на фаркопе полариса не было стопора и сани могли отстегнуться на любой кочке. Фара моего люнкса была отрегулирована слишком низко, и мне приходилось либо держаться на дистанции 10-20 метров (на границе пятна света моей машины) что позволяло сохранять скорость 60 км/ч, либо отставать совсем и двигаться не выше 40 км/ч так как фара светила реально под лыжи и держать след на скорости выше 40-ка было довольно трудно. Ехать на свет фонаря полариса было невозможно так как гусеница поднимала сзади такую завесу, через которую фонарь было видно не более чем с 10-15 метров. В общем перецепили сани, подстраховали дополнительной подвязкой и двинулись. Первые километров 10 всё было отлично. Я взял вразрез и держал поларис на границе своего света. Но когда мы с целины вышли на свежую колею от 66-го, да и сама дорога поплохела настолько, что нам пришлось скинуть до 40-50 км/ч, в какой-то момент на одном из ухабов сани всё-таки отстегнулись. Это было похоже… да ни на что это не было похоже, просто мне в лоб летят сани :-). Но так как я лупил не строго по колее а вразрез, удалось увернуться. Как и в прошлом году, когда с саней посыпались канистры, Андрей не заметил пропажи и уже через пару секунд скрылся из виду. Сдал назад, проверил сани на наличие повреждений, зацепил за люнкс и помчался догонять. С санями стало значительно легче. Межколейный бугор от 66-го узок для снегохода, лыжи едва помещаются и любое смещение приводит к тому, что съезжаешь одной лыжей в колею от колеса. 66-той едет не ровно и снегоход тоже не по прямой. Если быстро ехать одной лыжей внизу а другой вверху — есть шанс найти нужную последовательность изгиба колеи и какой-нибудь кочки чтобы ушнуться. Пускать гусеницу по колёсной канаве тоже не гуд — не получается разогнаться. Гусеница не проваливается до конца и ей не хватает сцепления, после 40 км/ч начинает буксовать. На снегоходе без саней по межколейному бугру приходилось постоянно заниматься контррулением. С санями стало совершенно иначе. Сани были довольно тяжелыми даже пустыми, в колею снегохода не попадали (лыжи саней шли как раз между лыжами и гусеницей снегохода) и служили отличным якорем — наката с санями у люнкса практически не было. В тоже время ширины межколейного бугра от следа ГАЗ-66 им хватало с запасом. С таким якорем лупить 50 и даже 60 км/ч по колее от 66-го стало очень легко. Андрея с Кириллом я вскоре догнал на очередной санитарной остановке. Дальше до дома добрались без приключений. Андрей очень чётко в полнейшей темноте угадывал маршрут подхода к Калевале, а когда стали видны огоньки домов, по этим огонькам вышел на нужный выход на озеро и нужный заход в Калевалу. Зашли мы очень точно, а крайние два квартала узнал даже я. Буквально через 20 минут приехали Настя и Люба на пикапе. Дорога оказалась расчищенной а на спущенных колёсах их комфортная скорость возросла.
Поужинали, расплатились, попрощались с Андреем и его семьёй, заехали в гостиницу переоделись, забрали остальные вещи и двинулись в обратный путь.
 
 
Дорога домой.
 
«Кола» находилась в преотличнейшем состоянии. Сухая, расчищенная. Ехать 100-110 было вполне комфортно. Где-то под Петрозаводском, в седьмом часу остановились первый раз. В безопасном кармане дороги подремали пару-тройку часов. Проснувшись я как-то недовключил ближний и остался на габаритах. Чем не преминули воспользоваться на стационарном КПМ Петрозаводска. Поздравил мужиков палочкой :-). Общаясь меж собой называли меня не иначе как «человек», впустили в помещение поста, чтобы не замёрз ожидая своей очереди на написание протокола. Общались корректно, лишнего не спрашивали, неприязни не выказывали, писали быстро, говорили грамотно. В общем оставили положительные о себе впечатления.
Не помню название населенного пункта, где мы завтракали, но по направлению на юг на торце этого кафе огромный во всю стену баннер азербайджанца с веером шампуров на фоне красивого пейзажа. За одно первое, один салат, два вторых и два «компота» с нас взяли 350 рублей. Еда вполне съедобная и местами даже вкусная. В кафе довольно прилично. Увидев на стойке пахлаву взял на пробу. Кусочек в цену 50 рублей (один ромбик) вполне стоил своих денег. Самая похожая на Бакинскую пахлаву из всех что я ел до этого. Даже не просто похожа, а я бы сказал что она самая и есть.
Москву прошли ночью, попав на МКАДе в районе ново-рижского шоссе в случайную небольшую пробку из-за какого-то кортежа. До Воронежа домчались на одном дыхании и проехав город, остановились подремать рядом с КПМ. По мере продвижения на юг качество дороги постепенно плохело. Дождь, начавшийся в Ростовской области сменился на мокрый снег в Краснодарском крае. Температура упала до -1 градуса по Цельсию, за Павловской в средней полосе появился небольшой сугроб из мокрого тяжелого снега.
Дома мы были 07/01 около 23:00.
 
Пикап проехал 5880 километров, на топливо ушло 16500 руб.
 
 
Фотоальбом.
 
{gallery}kalevala_ny_2013{/gallery}
0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.