По ту сторону Кавказа. Часть 1.

Блог Iskander

Друзья все валят за границу, а я, наверно, остаюсь…
Прям вот эти слова про нас и Грузию. Все там уже были, показывали красивые фотографии, рассказывали, как там круто и вкусно, привозили немного вина, а у нас всё не получалось: то времени мало, то работа мешает, то загранпаспорт закончился. И я для себя поставил четкую цель — в 2017 году надо обязательно побывать в Грузии. Сначала планировали на майские праздники, но помешала работа. Но мы не сдаёмся, я заранее все улаживаю и беру отпуск на начало сентября. И вот уже на календаре маячит первое сентября, и мы едем в сторону Владикавказа.
О перегоне до границы с Грузией впечатлений не так уж много, а точнее четыре :)
Во-первых, бросилось в глаза, что дилерский центр УАЗа в Минводах, как оазис в пустыне — один одинёшенек процветает своей продукцией, гордо выставленной вдоль трассы, когда все соседние иномарочные автоцентры закрыты наглухо и покинуты, как после войны. Ну справедливости ради отметим, что Газель тоже не отстает ;)
Во-вторых, встреча с Ваней (manadgerI). На границе Ставропольского края и Кабардино-Балкарии к нам присоединился Ваня, он же «Ваня Конюхов», он же «ВаняИзИркутска». Человек, который намотал уже больше 15 тыщ км и в глазах которого стоят compressed impressions – масса впечатлений, сжатых и спрессованных до состояния эмоциональной усталости. История его появления в нашей компании тоже заслуживает отдельного освещения. Примерно за неделю до поездки звонит мне Макс Медведь (Medved412), «Саня, ты же едешь в Грузию? Ну значит надо с собой взять Ваню. Я уже дал ему твой телефон, сейчас он будет тебе звонить»… Примерно так, без шанса на возражения, у нас появился в команде еще один участник. Ваня, который на тот момент уже проехал от Иркутска до Краснодара. И к Ваниному путешествию мы вернемся еще не раз по ходу повествования.
В-третьих, небольшим развлечением и плюсиком к карме стала ГАЗель, которая грустила на трассе за Нальчиком, потому что у неё закончилось топливо. Ваня дотащил её на тросе до ближайшей заправки.

В-четвертых, когда заскочили на самомойку, чтобы приобрести фотогеничность, с Ваниной машиной приключилась производственная травма: антенна воткнулась в поворотный механизм шланга и намоталась. Машина оказалась привязанной к крыше мойки за макушку :) После вызволения антенны из плена, суровый Патруль стал похож на троллейбус с токоприемником :)

Пролетаем КБР, Осетию, и вот мы на границе с Грузией.

На подъезде к границе мы вдруг прозрели: а ведь до Грузии получается ближе, чем до Дагестана! Это сулит нам новые перспективы :)
В Верхнем Ларсе на заправке шикарные пиктограммы туалета :)

Сколько же страшных историй я слышал про переход российско-грузинской границе в Верхнем Ларсе. Особенно все страшилки касались российской стороны.
Но… Границу в направлении Грузии прошли очень быстро, день был выбран очень правильно – 1-е сентября, все в школах :) 35 минут и мы уже стоим на грузинской стороне, держа наши паспорта руках. Доброжелательная проверка документов, беглый осмотр машины, причем только Ваниной, Песца грузины отказались осматривать наотрез )), вопрос погранца к Тане, одетой в камуфляж: что за костюм у вас? Ответ «Мы с мужем купили одинаковые в охотничьем магазине» вполне устроил.
На выходе поменяли немного денег в представительстве Liberty Bank (лари – очень красивые бумажки:), курс, как обычно бывает на границе, далеко не самый радужный – 25,75 рублей за 1 лар. А самый низкий курс мы встретили в Местии три дня спустя – 23,6 руб. за 1 лар.
Вообще, граница с Грузией оформлена, если можно так выразиться, феншуйно-грамотно: ты реально въезжаешь в другой мир – из предгорья в горы. Переход очень ощущается, и в этом весь кайф: ты за границей. Вот ты только что стартовал из Владикавказа (чуть выше 700 м над уровнем моря), проскочил Чми (930 м), въехал на российский погранпункт (1120 м), перемахнул «чистую зону», набрав +100 м к грузинскому переходу, а после него уже стабильно набираешь высоту по шикарному перевалу с тоннелями разной степени привлекательности. Да, мы любители тоннелей, кто не в курсе ;)
После выезда с погранпункта стали свидетелями последствий недавно сошедшего селя: на обочине расчищенной дороги стоял искорёженный камнями остов экскаватора – грустное и страшное зрелище.
Перевальная дорога пролегает между подножием красавца-Казбека и подножием менее именитых и менее снеговитых гор.

Трасса чрезвычайно живописна, узка и военно-грузинска.
Как-то очень давно, на одном из фестивалей «Зори Кавказа» по пути в Ингушетию мы немного захватили кусочек Военно-Грузинской дороги, тогда до границы оставалось 20 км, но мы ушли в горную часть Ингушетии. Даже тогда меня поразило величие той природы, по которой вьется эта всемирно известная дорога, но то, что нам предстало после пересечения границы, не возможно просто описать словами. И фотографии не передают всего величия. Мы ехали и впитывали в себя впечатления. Подъемы и спуски на высоте более 2000 м, на которых приходилось выжимать из мотора Патриота все его 128 лошадиных сил. И ГОРЫ, вокруг мощнейшие Горы.

Остановку на обед решили сделать в Степанцминде.

Нашли кафешку с видом на Казбек, но нас ждало разочарование. Одна из причин посещения Грузии – это конечно же национальная кухня, где вершину кулинарной цепочки для меня занимают хинкали. Но по словам дружелюбной официантки — хинкали нет во всей Степанцминде… Что это, антихинкальный бунт, революция европейской кухни? Так не пойдет, я хочу начать свое кулинарное путешествие с хинкали и я сделаю это!
В общем и целом Степанцминда почему-то не понравилась. Может потому, что там не оказалось вожделенных хинкали, а может потому, что там хаос, движуха, много народу, негде покушать, всё забито иностранцами. Кстати, очень удивило обилие индусов и поляков. Зато в Грузии в этом плане не пропадешь, если хоть на троечку знаешь английский – молодежь нормально изъясняется на английском, а старшее поколение вполне еще помнит русский.
Едем дальше и примерно в пяти километрах от Степанцминды в поселке Арша находим ресторанчик Церенети. Заходим туда с вопросом, «а есть ли у вас хинкали?» Есть! И забегая вперед, я скажу, что это были самые вкусные хинкали за все путешествие. Сочные, острые, с говядиной. Такой же отличный имеретинский хачапури и волшебный салат из овощей, посыпанных тертым грецким орехом (надо взять себе на заметку). Кулинарное единение с Грузией состоялось (но скорость обслуживания в ресторанчике на грани dial-up).

Следующая точка нашего пути – Мцхета, пригород Тбилиси. Там нас ждет Тимофей с семьей, еще один участник нашего небольшого путешествия (они выехали на 4 дня раньше).
В Мцхету приехали уже в девять вечера, встретились с встретились с «Тимофеями». Перекинулись основной информацией по предстоящим маршрутам, и мы поехали искать место для ночевки, а Тимоха в гостиницу.

С местом для ночевки в палатке в Мцхете не все так просто… Дело осложнялось тем, что было уже темно, и мы совершенно не знали местности. Посмотрели по карте, вроде уходят дорожки в горы, выбрали одну из них и поехали. После недолгих виляний по горной гравийке нашли ровную площадку около какой-то церквушки.

Поужинали и завалились спать. Теплое утро подарило прекрасные виды на окрестную природу Мцхеты. Невысокие но прекрасные горы. Решил немного полетать, расширив тем самым то, что можно увидеть.

Все таки коптер прекрасная штука в путешествиях, он дарит новые впечатления и новые виды. Позволяет по-другому взглянуть на окружающую нас природу.
Селфи на память)

Немудреный завтрак.

Быстрые сборы и в путь!

Собравшись в расширенном составе мы двинули в пещерный город Уплицхе, который находится в 15 км от Гори. Нашему современному постсоветскому уму непостижимо, как раньше люди «с одним кайлом и топором» в арсенале делали такие красивые архитектурные сооружения! Осмотритесь, в каких коробках мы сейчас живем, и ждите второй части, чтобы завидовать предкам :)