Грузия: сообразили на троих — Часть 2

Блог umrnet
Часть 1

День 7. 22 июля 2017

В Кутаиси с раннего утра пекло, выехали пораньше. Дорога хорошая, но очень большой набор высоты, весь день провели в дороге не отвлекаясь на находившиеся рядом достопримечательности, наша цель: попасть в верхнюю Сванетию до наступления темноты. Останавливались только для обеда и дозаправки. Для справки бензин стоит в диапазоне 1,7-2,1 лари за литр 93 регуляра. Крейсерская скорость резко упала, как только мы выехали на горный серпантин. Двигались исключительно на пониженных 3-5 скоростях, средняя скорость на серпантине 30 км\ч. Автомобиль ведет себя в штатном режиме. В Местию прибыли в районе 18-30.
«Ме́стиа — посёлок городского типа в Верхней Сванетии, центр Местийского муниципалитета провинции Самегрело — Земо Сванети в Грузии. Расположен на южном склоне Большого Кавказа, в 128 км к северо-востоку от Зугдиди.»

Здесь случилась накладочка с жильем, обратились к Марине у которой квартировались все предыдущие разы, но мест по нашему бюджету не было, а ценник 70 лари нас не устроил. В итоге, женщина которая работала у нее на кухне, отвела нас в соседний дом, где были все удобства, большая спальня и огромная гостиная и все это удовольствие за 50 лари. Погода портится, накрапывает дождь, температура +15С. Ужинаем и ложимся спать, всю ночь бушует гроза.

День 8. 23 июля 2017

Ближе к обеду, когда распогодилось, мы решили сходить на «крест» г.Корульди. Облачность низкая и мы не рассчитывали что-то увидеть, а после обеда обещали снова дождь. Едем себе потихоньку и на очередном повороте серпантина, встретили двух туристок, они нам сказали, что с ребенком дальше не стоит ехать, они не смогли подняться на джипе и идут пешком. Ну я уши и развесил, рисковать не хочется, я помню хорошо эту дорогу, действительно там было пару таких очень неприятных промоин, сажаем сына в рюкзак и прем вверх. Я даже не спросил, что у них за джип! Через 20 минут подъема как назло распогодилось, а дорога такая же идеальная, я начинаю потихоньку материть этих «мартышек» и себя-))

Итог печален, через два часа мы зашли на гору, уставшие и злые, по отличной дороге))) Оказывается, там прошел грейдер, после селя и восстановил её, вывод: женщинам на x-trail верить нельзя)

Высота 2700м.
Немного отдохнув, мы спускаемся вниз к машине и выдвигаемся в Местию. На сегодня у нас стоит еще одна задача — это посетить дом-музей Маргиани.

На фото не башня Маргиани, но она точно такая-же , у нас сел акб на фотоаппарате да и сумерки уже были. Башня как башня, можно залезть на крышу и полюбоваться Местией с высоты. За день до этого, сюда прилетал Порошенко, и на башне развивался флаг Украины.

День 9. 24 июля 2017

Утром следующего дня снова шел ливень, сегодня наша цель это ледник Чалаади в формате пешеходной радиалки. На машине мы проехали вдоль русла реки Местиачала, по дороге присутствовали 3 брода глубиной не более 45см. Дорога привела нас к пешеходному мосту через реку. Далее тропа имеет незначительный набор высоты и через 5 километров выводит нас на морену ледника Чалаади.

Долина р.Местиачала. Путь по морене к языку ледника.

Треккинг к леднику Чалаади (8 км) — это один из самых популярных маршрутов из Местиа. Объясняется это тем, что достигнуть языка ледника достаточно просто. От Местии вдоль реки Местиачала идет грунтовая дорога. Продвигаясь вдоль реки Местиачала, можно любоваться скалистым массивом Далакора (3430 м). У подножья Далакора находится ущелье, по которому продолжается путь к леднику. По пути открываются великолепные виды на вершины Чатини и Улутаучана. Продолжая движение в сторону Чатини, выходим к леднику Чалаади (высота 1920 м). Ледник представляет собой впечатляющее зрелище, он поражает своими масштабами, огромной толщей льда. Из-под многолетних снегов из ледовой пещеры вырывается студеная река Чалаади, приток Местичалы. Ручейки бегут и с самого ледника, он тает, и поэтому часто осыпаются камни, что на нем. Стоять у подножия ледника очень опасно. Старт от села Местиа.

Путь по морене занял не более 30 минут, и мы вышли к языку ледника, который спускаясь образовал снежную пещеру. Сильный ветер, нет возможности близко подойти к пещере, постоянный камнепад, велика вероятность получить травму.

Через час мы выдвинулись в обратный путь. На сегодня наш треккинг окончен.

Музей Этнографии и Истории Сванетии — N43 02.453 E42 43.584
Мост через реку- N43 03.744 E42 45.075
Язык ледника Чалаади — N43 05.195 E42 41.176

День 10. 25 июля 2017

Днёвка, ждем погоды, гуляем по Местии.

День 11. 26 июля 2017

Выехали на маршрут в 10 часу утра. Ближайшие два дня- нас ждет самый высокогорный и сложный участок маршрута, через перевал Загар.
По пути в Ушгули, мы заехали на горнолыжный курорт Хацвали, поднялись на канатной дороги, чтобы полюбоваться Ушбой.

В кассе никого не смутило, что с нами ребенок. Вот такая панорама на Ушбу с канатной дороги.

Поднявшись на панорамную площадку, мы провели фотоссесию и начали спуск, билет стоит 5 лари. Очень красиво.
Далее наш путь лежал в высокогорное село Ушгули. Путь к селу идет по горной дороге, но сейчас там начали делать дорогу. По пути встречаются следы обвалов и селей, несколько очень красивых бродиков. Очень живописная дорога которая поднимает нас все выше и выше.
Именно здесь у нас был затуп в предыдущие поездки, то снег, то сели, то одной машиной боялись. Жена смеется и говорит, а сейчас у нас всё нормально, подумаешь ребенок появился-))
Сильные стуки в задней подвеске.
“Ушгу́ли — сванская община в Местийском районе провинции Самегрело — Земо Сванети Республики Грузия, состоящая из четырёх сел: Жибиани, Чвибиани, Чажаши и Муркмели.[1] Будучи расположено на высоте 2200 м над уровнем моря, село Ушгули считается одним из самых высокогорных постоянных поселений в Европе, согласно некоторым определениям Европы. В Ушгули проживает около 70 семей (до 200 человек), имеется школа. 6 месяцев в году окрестности покрыты снегом и дорога в районный центр Местиа часто бывает перерезана. Архитектурный ансамбль Ушгули является ценным архитектурно-историческим памятником, во многом благодаря которому Верхняя Сванетия была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В селе Гора Ушба (4700м) находится в самом конце Шхельдинского ущелья, в северо-западной провинции Грузии — Сванетии. Вершина, которая помнит взгляд великого Тамерлана (который с 1394 г. семь раз вторгался в Грузию), именем которой в Англии в ХІХв. назван Клуб альпинистов, Гора Хергиани…Её необычная форма, грандиозные масштабы стен и история покорения создали Легенду о Вершине, которая недаром носит такое грозное название — «Шабаш ведьм» (в переводе с грузинского). Этот горный массив Кавказа состоит из 2-х вершин — Северной (4690м) и Южной (4710м). Их соединяет Ушбинская перемычка или «труба». Такое название не зря — даже в хорошую погоду в ней ветрено.
Сохранились традиционные сванские дома-башни. На холме рядом с селом Жибиани находится церковь Богоматери (по-свански Ламария), построенная в XI веке.”

Пообедав в Ушгули (засушенный шашлык за 10 лари), стравив колеса, мы выдвинулись в сторону перевала Загар (Корулдаши).
Но предварительно зашли в церковь откуда открывается вид на Шхару.

С облачностью не повезло, но Шхара там есть) Сванский хребет завораживает.
Крутые повороты, осыпь и промоины являются частью данного рельефа, после каждого дождя дорога может кардинально измениться. Но нам повезло и дорога в сторону перевала была отличной. Вскоре мы выехали на вершину перевала 2623м над уровнем моря.
Внимание- на OSM картах местоположение перевала указанно неверно.

На перевале заметил, что потек сальник –задней правой полуоси и оторван домик амортизатора, а также выпала из паза задняя правая пружина. Дело близится к вечеру и времени на ремонт нет, принято решение двигаться дальше и искать место для бивака. Вскоре дорога начала терять высоту, и мы поняли, что это спуск с перевала, каких-то знаков отличия на перевале нет, фотографии выше сделаны в максимальной высокой точке (по GPS) это и является вершиной перевала Корулдаши. Спуск не сильно сложный, не неприятный. Большие валуны, задняя подвеска громыхает, есть шанс не доехать. Спустившись в зону леса, впервые за поездку появилась глиняная колея вперемешку со скальником. Я ободрал пороги и оторвал передний бампер при выезде из одной промоины.
Проехали Тсану, и как люди живут в такой жопе мира...
Мест пригодных для ночлега очень и очень мало, поэтому мы внимательно смотрим по сторонам, чтобы не пропустить подходящий вариант. К месту стоянки мы прибыли в районе 18-30, ставим лагерь на реке Цхенисцкали. Погода хорошая, значительно теплее. По светлому я доливаю трансмиссионное масло, ставлю пружину на место, привязываю бампер проволочкой)) Запасная короткая тяга тоже была, но менять не стал, все тяги кроме панары имели люфт, сайлентблоки болтались, а ухо крепление приняло овальную форму. Смысла не было менять только одну тягу. А ведь они новые, всю ходовую поменял перед поездкой...

место ночевки.
Ужинаем и рано ложимся спать.

Перевал Загар — N42 54.928 E43 06.140

День 12. 27 июля 2017

План максимум на сегодняшний день – это добраться до Мцхеты, вот уже более суток мы не видели асфальта, подвеска автомобиля работает на износ. Собираем лагерь в 7 часов и выдвигаемся в сторону Лентехи.

Через 3 часа мы выезжаем в цивилизацию, а именно Лентехи, а это значит, что мы в нижней Сванетии.
Выехав на асфальт мы завершили горное кольцо в Сванетии, это была основная цель нашей поездки.
Очень рекомендую проходить этот перевал именно по нашему пути. Самый главный аргумент: это виды перед глазами, спускаться легче чем подниматься.
Остановки только для фото в центре Лентехи. В Мцхету, мы прибыли в шестом часу вечера, и расположились практически в самом центре старого города на берегу реки Арагви. Очень жарко и душно. Вечером пошли гулять по центру города.

Центр Мцхеты с наступлением темноты превращается в место отдыха местных жителей, кажется, что весь город выходит на улицу.

День 13. 28 июля 2017

Ранний выезд и мы направляемся в монастырь Джвари, который расположен на слиянии двух рек Куры и Арагви.

“Джва́ри — грузинский монастырь и храм VII века (промежуток между 586/7 и 604/5 гг.)[1]. Расположен на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты — там, где, согласно историческим источникам («Обращение Грузии», «Жизнь картлийских царей»), воздвигла крест святая равноапостольная Нина. Джвари — один из шедевров архитектуры по совершенству архитектурных форм и первый в Грузии памятник Всемирного наследия.”

После монастыря мы заезжаем в Тбилиси чтобы пополнить запасы еды. И двигаемся в сторону Гудаури по военно-грузинской дороге. Проходим крестовый перевал в районе обеда, этот участок маршрута мы прошли быстрее чем ожидали и решаем посетить малоизученный и безымянный водопад возле села Арша уходим влево на грунтовку, включаем блокировку, пониженную и потихоньку набираем высоту в сторону водопада, данный водопад хорошо видно с дороги. Через 2 километра дорога заканчивается и начинается тропа. Паркуем машину, одеваем рюкзак и идем на водопад.

Через 20 минут мы под ним. Водопад впечатляет, мощный красивый, чистый.
На карте этот водопад не отмечен, только потом при изучении этого места я понял, что там есть еще один водопад, который выше по течению. Обидно, из-за отсутствия информации профукали водопад в шаговой доступности.

В Степанцминду мы спускаемся через 2 часа, на вверх не едем (1 ночевка) из-за технического состояния автомобиля, а находим место под бивак в лесу.

Монастырь Джвари — N41 50.280 E44 44.068
Супермаркет в Тбилиси — N41 49.031 E44 46.330
Водопад в Арше — N42 38.002 E44 35.435
Ночевка в лесу в Степанцминде — N42 39.670 E44 38.393

День 14. 29 июля 2017

Мы уезжаем на границу и через 4 часа мы уже в Владикавказе. Пограничный контроль проходили довольно долго, на границе была большая очередь. Может кому пригодится информация (дети до года позволяют проехать без очереди). Весь оставшийся путь до Краснодара занял целый день, были только технические остановки на обед и дозаправку.

Поездку считаю успешной и интересной.
Трек можно скачать ЗДЕСЬ
Перевал ЗагарПо пути из УшгулиПо пути из УшгулиНижняя СванетияНижняя СванетияДжвариСлияние Куры и АрагвиВодопад близ АршиКазбекДолина ТерекаПо пути на ледник ЧалаадиДолина реки МестиачалаЛедовая пещераНа моренег.КорульдиПодъемникУшгулиУшгулиУшгулиУшгулиДорога на перевал Загар