Мангышлак 2016. Часть 8. Змеи… и не только.

Блог Iskander
Лирическое отступление.
Сейчас когда на дворе ноябрь, приятно снова вспомнить поездку по Казахстану в теплые майские деньки. Все-таки не зря мы все это делаем, впечатления и воспоминания — они навсегда, они никуда не денутся и всегда будут с нами.

Итак, мы встретили на пути «очередной каньон» и решили его просто объехать :) Как вы помните из предыдущих записей, эти разрывы почвы обычно были расположены перпендикулярно береговой линии и врезались языками вглубь материка на километр-другой от моря. И если вам вздумалось ехать вдоль береговой линии, не спускаясь с плато — вам всего лишь нужно объезжать каждый встречный каньон и возвращаться на курс. Делов обычно на 15-20 минут. Ха. Ха. Ха. Двигаясь вдоль кромки обрыва мы начали забирать всё левее и левее, восточнее и восточнее, и уже через несколько минут поняли, что фактически развернулись на 180 градусов и едем обратно. Казалось бы, чего тут настораживаться, сейчас дорога повернёт вправо, на запад, и мы обогнём этот длинный и разветвленный распадок. Но не тут-то было.
По прошествии еще нескольких минут и нескольких сот метров мы (уже в сгустившейся напряженной обстановке) решили выйти на край обрыва и осмотреть местность. Каньон явно заманивал нас назад и насколько хватало глаз не спешил заканчиваться. Поскольку обследованный нами до этого спуск с плато к морю выглядел очень крутым и рискованным, мы всё еще наивно не теряем надежды скоро обогнуть непокорный каньон и найти альтернативный спуск. Едем дальше. Дорога из «степной накатанной» превращается в «степную заброшенную». След колеи тает на глазах и растворяется в равномерном травяном покрове. Снова выходим осмотреться. Каньон поперёк взора необычайно красив, широк, глубок и, падла, нескончаем. О том, чтобы спуститься на дно каньона и срезать маршрут, речь тоже не идет — отвесные стены на сотню метров в высоту и полное отсутствие дорог в зоне видимости. Пилот начинает гнобить штурмана. Штурман пожимает плечами — ну спускаться же было не вариант! Решили же объехать! Есть такое понятие, как «точка невозврата» — точка, после которой возвращаться назад — дольше и дороже, чем продолжать ехать вперёд.
Двигаемся дальше вдоль каньона. Дорога полностью исчезает. Еле различимая глазом примятость травы свидетельствует о том, что мы не единственные придурки, попавшие когда-то в эту ловушку (и как знать — может, и не последние:). Пытаемся держать в поле зрения хотя бы эту условную «колею», по которой наобум колесили наши многострадальные предшественники. Пилот апеллирует к интуиции, которая велела ему сорок минут назад спускаться с плато на берег. Штурман оправдывается рисковым спуском и тем, что «мы тыщщу раз так делали» — про объезд каньона. Напряжение в кабине нарастает. Дороги вдоль каньона давно нет. Едем уже не просто по приборам, а по еле заметным, то и дело теряющимся следам какого-то заплутавшего бедолаги. И поглядывая на навигацию в телефоне понимаем, что дали приличного кругаля. Километров в 15.



Эх, как же мы жалели, что ездили по степям без интернета, не могли в любой момент свериться со спутниковыми съемками. Да и как мы вообще могли прое… проморгать такой (!) каньон при планировании маршрута? Вот как это выглядит из космоса :)



Потеряв в общей сложности около часа, показавшегося штурману вечностью, мы вернулись на свой же трек, взбодрились, простили друг другу все обвинения и покатили к спуску.
Спустившись с небес на землю мы выехали на берег Каспия (назовём его пляжем) с мыслью искупаться в море. Зимой в Дагестане как-то не получилось. Снег сорвал наши планы. А тут и погода хорошая, и море привлекательное.



Но мы не учли один фактор — в море всегда кто-то живет. И там, куда приехали мы, жили змеи. Много змей! Они были на песке, они были в траве, они были в воде. Они ВЕЗДЕ. Берег просто кишит змеями!





Подход к воде бдительно охраняется. К морю мы шли довольно быстро, не замечая сразу притаившейся под каждой травинкой опасности. Назад крались втрое дольше и напряженнее. Нет, однозначно нет! Я, конечно, не могу сказать, что панически боюсь змей, но мне как-то не по себе, когда рядом со мной может плавать вот такая хрень. А еще говорят, что они не кусаются. Но мы что-то не рискнули проверять :)
На ночлег решили встать пораньше, чтобы успеть поужинать при дневном свете, да и просто отдохнуть.
Но, естественно, нам хотелось отъехать подальше от этого серпентария, чтобы не делить со змеями спальные места.
Буквально в нескольких сотнях метров от кромки воды мы присмотрели себе стоянку. Она, правда, была довольно близко к дороге, ведущей к озеру Ташмалы, но нам уже было пофиг :)



Виды с неё открывались весьма умиротворяющие.



Мимо нас колесили туристы ))), те самые, которые на Ниве, Аутлендере и стареньком Паджеро.

Двигаются на озеро Ташмалы

Вокруг на небе начали собираться грозовые тучки. Но до сей поры погода нас баловала, и мы решили, что и эти тучки разбегутся по своим домам.





Долго сидеть на одном месте — это не наше кредо, хотя я иногда и люблю полениться, но не в этот раз. Тем более, что один из важнейших этапов поездки достигнут — мы на восточном берегу Каспийского моря! Энергии полный вагон, поэтому — вперед, на гору, которая скромно возвышалась совсем недалеко от нашего лагеря.



Поднялись быстро, еще раз заметив, что в степи все по-другому, и горы, которые у нас бы не обратили на себя внимания, здесь манят и притягивают.
Вид с горы открывался прекрасный, особенно смотрелся в закатных лучах заброшенный поселок Канга.



Внизу белеет Патриотик ))



И конечно же, горы почти целиком состоят из наших любимых ракушек!



Кусочек этой горы мы привезли домой.
Быстрый спуск, вечерний чай и спать. Завтра нас ждет озеро Ташмалы и Форт Шевченко.

Утро началось очень рано с раскатов грома и стучащего по палатке дождя. Все-таки тучки решили не идти домой и освежить изнывающую от жажды степь.
Немного повалявшись в спальнике в надежде, что дождь вот-вот закончится, мы всё же решили сворачивать лагерь. Дождь шёл густой, качественный и заканчиваться явно не собирался. Тучи затянули небо сплошным серым пологом, без единого просвета. Закидав по-быстрому в машину наши пожитки мы двинулись на озеро Ташмалы, даже не позавтракав. Дорога туда была короткой, но ооооочень показательной в плане того, что нам предстояло в этот день. Размокший верхний слой мелкого степного грунта не давал нормальных зацепов, резина моментально замылилась, и мы ехали словно по гололеду.



Машину кидало из стороны в сторону даже на полном приводе. Ощущение не из приятных. Припарковав машину под раскидистым деревом мы двинулись к достопримечательности пешочком в небольшой подъём. Каких-то два десятка метров — а каждый из нас чуть не навернулся пару раз на скользкой грязи, налипшей по полкило на подошвы.
Озеро Ташмалы мы увидели таким.



Дальше не пошли, грязно и дождливо. Да и в голове сидел крутейший подъем, на который нам предстояло забираться, чтобы попасть на плато.
Проехали через поселок Канга — удручающее зрелище. Настоящий мёртвый город. Множество просторных домов зияют дверными и оконными проемами. Полный фоллаут.
Перед тем как начать подъем на плато под моросящим дождем по раскисшей дороге с замыленной резиной, мы осмотрели местность. Дорога имела колею и небольшой продольный уклон в сторону горы (а не обрыва, к счастью). По краю дороги со стороны обрыва были вбиты невысокие металлические столбики и натянут трос. Явно небезопасный участок. Было страшновато.



Избитые слова, но я все равно скажу — видео не передает всего того, что нам пришлось испытать на этом подъеме. В поездках одной машиной есть, как свои плюсы, так и свои минусы. Мы были единственными людьми на километры вокруг, и не дай бог что — нашли бы нас не скоро.

Поднявшись на плато мы дружно выдохнули и помчали в сторону Форта Шевченко. 25 километров отличной размякшей степной дороги.

В Форте Шевченко на приличном сетевом Гелиосе заливаем полные баки (как же мне было стыдно на заправке, когда с учуханного Патриотика килограммовыми шматками на плитку падала грязь!).



Попетляв по местным огородам, находим единственную работающую шинажондеу (шиномонтажку по-нашему:), чтобы починить пробитое колесо. Через переводчика ))) объясняю, что мне нужна заплатка. Мастер машет головой, типа все понял. Но переспрашивает, может мне просто жгут поставить? Нет, говорю я, заплатку. Эх, знал бы я, чем эта заплатка закончится ))), поставил бы жгут сам в день обнаружения пробоины. Отдаю колесо и возвращаюсь посмотреть на результат минут через 10. «Мастер» уже разбортировал колесо и зачем-то пытается вывернуть 32-дюймовую грязевую резину наизнанку О_о, налегая коленкой и всем своим весом. Пот ручьями течёт с его лба. Я стоял в недоумении, пока не увидел на его столе аппарат для вулканизации. Бедолага выворачивал толстенную покрышку, чтобы засунуть ее в этот аппарат! Железный человек. Я махнул рукой и разрешил ему поставить жгут. Как он был счастлив! Как оказалось — у него нет машинки для зачистки покрышки, чтобы сделать заплатку. Заплатив 300 тенге мы покатили дальше.
Поначалу у нас было желание прогуляться по Форту Шевченко, выйти на берег моря, прокатиться до Баутино и найти кладбище кораблей, но погода нам основательно подпортила планы.
Мы прикинули, как много еще осталось непосещенных мест и как далеко они находятся. Сверились с календарём. По всему выходило, что осмотреть в эту поездку всё, что хотим, не получится: нужно еще дней пять, а у нас осталось три. Накопившаяся усталость от впечатлений тоже давала о себе знать. Решили двигать в обратный путь, так как именно три неполных дня нам требовалось на перегон до Краснодара.
Встав на асфальт мы покатили в сторону Шетпе. Выбрали путь по асфальту, так как ехать короткой дорогой 90 км через степь после дождя большого желания не было.
Там мы остановились на живописной полянке около ручья, который не так давно снабдил нас прохладной водой.



Полностью разобрали машину, чтобы дать вещам просохнуть, да и немного протереть салон от степной пыли.



Как же много вещей помещается в Патриот! Мы все вытаскивали и вытаскивали, а они не заканчивались.

Нам казалось, что мы смогли убежать от дождя и строили планы на днёвку на этой прекрасной полянке. Но у неба, похоже, были на нас свои коварные планы…

1 комментарий
Novice
Моя жена при таком количестве змей даже из Машины бы не вышла :-)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.