На гору Оштен через озеро Псенодах

Блог 999dsv
Всем привет!

Даже не знаю с чего и как начать. За 2016 год это всего лишь вторая вылазка в горы! Так редко и так мало за полгода я в горы еще не ходил! А всему виной… Нет не так… Мммм… Короче, сезон соревнований забирает все личное и свободное время. Подготовка уазика и нивы, гонка, ремонт, снова подготовка, снова гонка и т.д.

И вот настало время большого перерыва между этапами, да и усталость накопилась, поэтому решил, что надо срочно в горы, срочно нужна эта романтика восхождений, хочу чувствовать вес рюкзака, эта усталость, эти виды вокруг, аааааааааа я до сих пор под кайфом!

Помониторив погоду по всем сайтам, даты назначил на 16-17 июля. Кинул клич в соцсетях «в контакте» и на форуме «Скиф 4х4», буквально сразу откликнулись Наташа с мужем Витей, мой брат Саша со своим одноклассником Колей, а вот скифы проигнорировали. Собрались и закупились быстро, решили ехать в пятницу 15 июля после работы на поляну подальше и побыстрее из этого города.

И воооот мы уже едем… Как оказалось, за п. Хамышки в сторону п. Гузерипль несколько полян, некоторые из них оборудованы под кемпинг, и они платны, некоторые забиты людьми и палатками. Катались по округе и подъехали к хорошему подъемчику, решили подняться пешком и посмотреть. А там никого нет, видимо многие не смогли туда заехать, а у некоторых не позволяет транспорт. Но мы то не пальцем деланые — пониженная, блокировочка и мы на поляне. А тут красота — никого, тишина и вид на речку Белую. Единственный минус этой поляны, что искупаться в речке нужно было спускаться вниз. Начали ставить лагерь, время 19:30, компания собралась достаточно дружная и все знали свое дело, ребята дрова собирали, я палатки ставил, Наташа ужин готовила. Пока разгорался костер все пошли купаться — ухххх водичка то бодрящая в горной речке. Пожарили куриные ножки, приступили к ужину, разговорам о горах и отдыху.

День первый, 16 июля.

Подъем в 6:00, встали все кроме меня, пока я раскачался и встал в 6:28 уже был нагрет чайник. Позавтракали плотно и начали сбор лагеря. В 8:15 стояли в очереди у кассы за пропусками. Честно скажу людей было очень много, такое ощущение что весь город бежал за нами, пока мы убегали от него! Пропуск на день стоит 300 рублей, дороговато получилось 3 000 рублей на два дня на 5 человек. Пока билеты, сувениры, дорога до Яворовой поляны… В общем на маршрут встали около 10:30. Яворова поляна потерпела изменения в сравнении с прошлым годом – появилось кафе с очень дорогими ценами! Чуть выше развилки маршрутов на Фишт и на плато Лаго-Наки появился домик егерей. Тут нас остановили и попросили предъявить пропуска, оказалось пропуск взял только я. В итоге поговорив с егерем группа пошла дальше, а я вернулся к машине за их пропусками. Взял приготовленные пропуска, которые так и остались лежать на сиденье и пошел снова к кордону. Егерь проверил пропуска и пропустил, пожелав хорошего отдыха.

Выйдя из леса сразу начинаются заросли выше человеческого роста, закрывающие тропу, они сопровождают нас до половины подъёма Инструкторской щели, после перехода речки Армянки заросли в росте уменьшаются по пояс. На переходе через речку я догнал Наташу и Витю, еще чуть выше догнал Сашу и на верху в приюте реки Армянки догнал Колю. Присели за стол и любовались красотами ожидая отставших участников нашей группы. Дождавшись Наташу и Витю двинулись к подножию горы Блям, договорившись что будем их ждать на приюте за столиком. Добрались до Бляма быстро, погода шикарная – облаков нет, солнце жарит, легкий ветерок, везде все в цветах, снежники в низинах – красивооооо!

Только присели как на горизонте появились Наташа и Виктор. Перекусили быстро и пошли в сторону озера Псенодах, по прямой навигатор показывал 4.65 км., на озере были в 14:20. По дороге были красивые виды на северный склон Оштена и сочно-зеленые цвета в урочище Нижняя Цица, солнышко стало скрываться за легкими облаками и все способствовало отличной прогулке по плато.

Удержаться от купания в озере Псенодах было невозможно, но когда я увидел, как Витя выбежал из озера, а он первый полез купаться — мы все задумались! Но желание победило разум, и я полез в воду. Бррррррр…. Вот это холоднющая водица! Мышцы все сводит, в воде более 3-10 секунд находиться невозможно.

Искупались все участники нашей группы, хоть и с восторженными криками, а Саша и Коля еще пошли кататься на снежник пока мы фотографировали все вокруг. Люди все приходили и приходили, многие оставались здесь на ночевку. Но нам надо было идти к подножию Оштена, потому что завтра у нас по плану восхождение на его вершину.

Обратный путь к Бляму решили идти по тропе у подножья Оштена, но мы ее не нашли — толи заросла, толи плохо искали. После 15 часов погода начала портиться – тучи темные появились и начал накрапывать мелкий дождик — темп ходьбы ускорился, но дождь так и не пошел. В 17:40 я был в палаточном приюте под горой Блям, сел за столик и стал ждать остальных ребят. Минут через 40 все пришли, на мое предложение подниматься на Блям они ответили отказом и так мол 18,5 км. находили за сегодня. Я сопротивляться не стал и все дружно решили ставить лагерь. Палатки стоят, начали готовить ужин как вдруг на горизонте начали появляться люди с чем-то непонятным в руках. Подойдя ближе, оказалось, они несли бревна и ветки для костра. Я спросил – «зачем», мне ответили – «костер жечь будем». Немного перекинулись фразами, я высказал свое недовольство если будет дым на нас лететь, но мне пообещали, что все будет хорошо, и они это учтут. Вот так вот соблюдают правила в заповеднике, кстати, мусора везде очень много! Когда начало темнеть порывами стал дул ветерок, да такой пронизывающий, все одели флиски и куртки. За ужином были задушевные разговоры и около 22 часов все легли спать.

День второй, 17 июля.

Подъем в 4:00, все проснулись легко и с хорошим настроением, ночка была достаточно прохладной. Открыли палатку посмотреть, а погода просто супер – небо ясное, тишина, со рта пар идет и холодно, по ощущения на улице не больше +10. Оделись потеплее, пошли собирать штурмовой рюкзак и готовить хороший плотный завтрак. Весь приют еще спал — видимо мы одни такие отмороженные. Еда на природе всегда кажется вкуснее, но особенно вкусно она показалась в это прохладное утро. Такой вкусной каши и печенек я еще не кушал…

В 6:28 встали на маршрут и потопали, минут через 15 после нас вышла еще одна группа. На Блям взошли с парой остановок, все чувствовали себя полными сил. Солнышко вставало и освещало гору Оштен, на вершину которой мы шли.

Дойдя до перемычки Блям-Оштен, увидели большое количество палаток около двух маленьких озер – люди там только просыпались, а мы уже были на пол пути до своей цели. Вокруг тишина, никого, виды такие красивые вокруг, прохлада которую так на хватает в городе – прекрасно!

Дойдя до подъема на сам хребет, решили сделать перерыв и небольшой перекус. Пока кушали, я увидел на снежнике большое количество идущих в нашу сторону людей, которые наверно тоже хотят взойти на вершину. И тут у меня проснулся спортивный интерес забежать на вершину первым! Мою инициативу поддержали все — быстро покушав, собрались и ускорились вверх. Останавливались несколько раз, Саша и Витя немного отставали, но через усталость настырно передвигали ноги. В 7:51 Я и Коля были на вершине, в 8:06 подошли Витя и Саша и только в 8:40 подошли те ребята, от которых мы убегали!

Кто-то скажет глупо, или мы вышли раньше и т.д. Скажу только одно, мы шли от палаточного приюта через Блям, а эти ребята от перемычки Блям-Оштен, соответственно у нас усталости больше было на тот момент.

Пока ждали группу, которая шла после нас, мы в спокойной обстановке фотографировались сами и фотографировали все вокруг, прогулялись по вершине и допили последнюю воду. Оказалось, что одного литра воды на троих было мало.

Спускаться решили по двум разным тропам. Я пошел также, как и поднимался – сложная тропа, а ребята пошли чуть дальше на ЮВ хребет и ниже меня траверсом по склону. Но на их пути оказался большой снежник и мелкая сыпуха. Выбор маршрута они признали неправильным.
Придя в лагерь жара была очень сильная, намного жарче чем в прошлый день. Отдохнули, перекусили и решили выдвигаться быстрее в тень. Под рюкзаки в обратный путь встали около 12 часов. Саша, Наташа и Витя ушли вперед потому что они собрались раньше и не могли терпеть такую жару, мы их догнали только на переправе речки Армянки в Инструкторской щели. Ребята там сидели в тени у прохладной воды и наслаждались видом на горы в синей дымке. Как Высоцкий пел: — «Лучше гор, могут быть — только горы. На которых еще не бывал!» Я всех предупредил что пойду к машине без остановок, Коля задержался на отдых. К машине я пришел в 14:09, Коля подошел минут через 10. Мы потихоньку собирали снарягу и укладывали ее в машину. Время 15:00 а остальных ребят нет – мы уже начали переживать.

Смотрю на тропу, идущую в лес, через некоторое время выходит Витя. Подхожу к нему, спрашиваю, — «что случилось», он говорит – «забирай рюкзак у Саши». Иду к брату, вижу хромает, забираю рюкзак и он рассказывает что нога стала болеть на спуске — видимо повредил или растянул связки. Но самое удивление было, когда мы подошли к машине и Витя спрашивает, — «где Наташа, она вперед нас ушла!» Но на поляну она не приходила – мы пошли в лес искать ее. Немного не дойдя до развилки Фишт — плато Лаго-Наки, встречаем Наташу. Она в своих мыслях, смотря на виды вокруг, в хороших воспоминаниях о прекрасном походе, в мечтах снова окунуться в холодное озеро Псенодах — свернула на Фишт… Выйдя из леса снова в заросли, она почувствовала неладное и спросила у прохожих туристов куда идет. Узнав, что идет не туда, она поспешила обратно.

Шли к машине и подшучивали друг над другом. Уставшие, но довольные сели в машину, в первом магазине купили много сладкой воды и поехали домой.

Наташа, Витя, Саша, Коля, спасибо за компанию.
Спасибо всем за внимание!
5 комментариев
Oriella
Компания была чудесная! Спасибо за классный отдых!
Sakira
смотрю на фото- Ба! знакомые лица!)))
999dsv
Я с Вами точно не знаком! ))))