КЧР-КБР-РСО-Алания 2015 (Наш Кавказ Часть 3)

Статьи
Часть 1 ЗДЕСЬ
Часть 2 ЗДЕСЬ

День 9 (17.08.15)

Встав в 6 утра, мы надеялись в одиночестве покупаться в бассейне, но не угадали. Воды было по щиколотку и на пузе лежал гордый дядька в годах, он собственно и занял коронное место под трубой с горячим напором воды. Так как мы не хотели мыть своими телесами дно бассейна, то решили пока собраться и подождать пока наберется нужное количество воды.
Искупавшись напоследок, мы выдвинулись в сторону поселка Чми, который возле Верхнего Ларса.
Как только проехали Чми-нырнули вправо на перевал Суаргомский (Синабский). Отличная грунтовка, небольшие подъемы и крутые повороты быстро нас вывели к первой военной заставе. Припарковав машину я пошел в сторону часового, но тот меня разочаровал и сказал, что пропуска уже здесь не выписывают. Решаем ехать дальше без пропусков, не поворачивать же назад.
Выехав на Синабский перевал, мы попали в сильный туман.

Иногда видимость составляла метров 5 от силы. Минут за 20, не спеша мы преодолели этот участок и начали крутой спуск. Вскоре мы выехали в горное селение Саниба.
Селение состоит из двух кварталов: Уæллаг Саниба и Дæллаг Саниба («Верхняя» и «Нижняя» Саниба).
Горная Саниба

Дальше переезжаем мост через р.Геналдон «в Осетии почти все реки заканчиваются на дон в переводе это вода/река» и двигаемся в сторону печально известного селения Кармадон где 20.09.2002г произошел сход с Казбека ледника Колка, унесшего более 100 жизней в.т.ч съемочную группу Сергея Бодрова.
Верхнего Кармадона уже нет, его уничтожил ледник. Нижний есть, но домов совсем немного, бросается в глаза заброшенный пансионат, это место для любителей Припяти и аналогичных мест после техногенных катастроф. Становится не по себе, когда представляешь, что здесь творилось и какое горе пришло в этот район.
Кармадон
Подъехав к военной части, мы долго ждали пока нам сделают пропуска, в итоге через час нам сказали, что нас записали и пропуска нам не нужны. Тьфу блин, опять время потеряли, едем дальше.
Последний взгляд на Кармадонское ущелье.
Кармадонское ущелье
И мы взбираемся на Даргавский перевал по склону горы Чиджиты-Хох в сторону селения Даргавс.
Вскоре мы попадаем Даргавскую котловину и видим Некрополь «Город мертвых» вход стоит 50 рублей, на кассе можно приобрести сувениры в виде разнообразных магнитиков.
Город мертвых
Город мертвых находится на горе Рабиныраг, захоронения датируются XIV-XVIII веками нашей эры.
Комплекс захоронений состоит из 99 склепов. Склепы есть как скромные так и шикарные трех этажные. Чем богаче была семья тем более внушительный склеп могла себе позволить.
Есть мнение, что этот «город» был создан во время чумы. Единственным способом борьбы с чумой был следующий путь: все члены семьи уходили в собственный склеп, где и пережидали чуму. Выжившие должны были навсегда покинуть родное селение. Склепы прекрасно сохранились, как говорит осетинская легенда- кто потревожит прах предков, неизбежно умрет. В прочем в XX веке ученные опровергли опасения и доказали, что склепы безопасны, и от чумы не осталось и следа. С этого момента и началось плотное изучение этого места.

Отсюда открывается отличный вид на вершину г.Джимарай-Хох и сторажевую башню Мамсуровых (самая большая в Осетии)
Почти все склепы заполнены останками людей, здесь есть и дети и целые семьи. Мне все же показалось, что идет конкретный запах от одежды усопших. Не знаю как пахнет формалин, но видимо их еще бальзамировали т.к сохранилась часть одежды. Не то, чтобы я специально нюхал покойников:) но имел неосторожность глубоко наклониться в склеп, где все же понюхал «загробную жизнь»:)

Второй час, пора спешить дальше. Попрощавшись с кассиршей мы рванули вниз в Даргавс. Проезжая множество родовых башен мы наблюдаем за жизнью этого селения. Несколько детей ездят на велосипеде, пара мужчин копаются в мотоцикле и две одиноких девушки гуляют по главной улице. В общем картина маслом, сюда можно приехать и окунуться в безнадегу, отчаяние и меланхолию. Местные жители с интересом наблюдают за нами, ну а мы чтобы не усиливать этот интерес, активно топчем педаль газа и уносимся в сторону поселка Физикау (заброшенный) и дальше по руслу реки Мидаграбиндон к одноименным Мидаграбинским (Зейгеланским)водопадам. По пути стоит КПП пограничников, те вместо проверки паспортов, просто спросили, а они у вас есть? И махнули нам рукой. Вот бы везде так:)
Через километр дорога портится, видимо был сель. Приехав к логичному завершению дороги мы с удивлением увидели несколько легковых машин, как они туда проехали я не знаю, но местные отчаянно и без страха ездят по своим дорогам. Очень сильная облачность, водопадов не видно.
В долину опустились густые облака. Мы переодеваемся и идем в сторону водопадов, здесь нужно сказать я затупил. Встретив группу которая шла навстречу, нам объяснили, что впереди много бродов, все по колено были мокрые. Так как видимость отсутствовала, то я выбрал путь вверх по руслу. Это было ошибкой. Минут 20 мы карабкались вверх и с трудом преодолевали множество бродов. В итоге отказались от этой затеи и начали спуск в низ, время 4 часа, и по светлому нам нужно успеть найти лагерь. Понятно, что по руслу мы выйдем к водопадам, но абсолютно непонятно когда и какие впереди броды, а река разошлась не на шутку.
Расстроенные идем вниз, но переодеться не успеваем как я вижу свет люстры в тумане. Этим посланником почти-что ангелом оказалась TLC-70 с осетинскими номерами, я выбегаю наперехват машины и спрашиваю как они проехали. Оказалось все просто, нужно двигаться по бродам строго по дороге, а не уходить влево вверх как сделали мы. Ну что же, планы меняются, мы снова на колесах и пробуем ехать, и погода делает нам подарок, облака уходят.
К Зейгеланскому водопаду
Мы в первый раз его увидели. Я же говорил, что я сюда попаду:)
Проехав еще километра 3 мы бросили машину в удобном месте и решили пройтись немного пешком.

У нас было максимум 5-10 минут, этого хватило на пару кадров и снова все затянуло. Водопады очень красивые, мы по морене подошли ближе, но фото делать не было смысла. Насладившись видами мы начали спорить, я хотел остаться здесь на ночь, чтобы рано утром еще раз сходить на водопад, супруга настаивала на продолжении поездки. В долине было очень холодно и сыро, мест под палатку нет. Ладно едем дальше.
Высота Большого Зегеланского водопада согласно википедии составляет более 600 метров. Так как цифры его высоты приблизительны то будем считать, что он самый высокий в России и Европе, а на 2 месте у нас находится Тальниковый водопад на Таймыре. Пока не доказано обратное. В любом случае как это не парадоксально звучит, но Абай-Су мне приглянулся больше. Хотя он не имеет такой мощи и высоты.

Быстро движемся в сторону поселка Джимара, на КПП пусто, пограничники уехали. На некрополе поворачиваем влево и берем курс на перевал Какадурский в сторону Фиагдонского (Куртатинского) ущелья.
Прощаемся с Гизельдонским (Кобанским) ущельем и уверенно летим вверх. До темноты максимум 3 часа.

Дорога отличная, быстро поднимаемся на перевал, спуск и опять вверх, может быть их там 2? В любом случае вываливаемся на асфальт в Верхнем Фиагдоне. Первым делом заказываем на ужин осетинский пирог, в этот раз взяли с фасолью и набираем пива. Для пробы взяли домашнего осетинского пива, состав: вода,ячменный солод, сахар, хмель так сказать натур.продукт. Алкоголь 1,8% на пиво вообще не похоже, больше на квас, очень сладкий. Я сразу смекнул, что стресс таким пивком будет снять трудно, поэтому еще купил нормального дарьяльского пива:)

Фиагдон-вполне себе симпатичный городок.

Проехав его весь, мы увидели Аланский мужской монастырь, но он уже был закрыт, поэтому не останавливаясь помчались по гравийке в заповедник. Доехав до КПП нас не пустили, пропусков и билетов нет. Ладно, тогда возвращаемся 1 км назад и взбираемся по крутой дороге в сторону Верхнего Унала. Проехав с 5 километров мы нашли более-менее приличное место рядом с родовой башней (забыл чьей) и принялись за ужин
ужин
Еще в сумерках мы завалились спать в машину, сил ставить лагерь уже не было. Ночью встав покурить я в очередной раз удивлялся звездному небу, интересно наблюдать, как созвездия перемещаются относительно нашему путешествию.

День 10 (18.08.15)

Проснулись как всегда очень рано, сэкономив время на сборах двинули назад по Фиагдонскому ущелью. Монастырь снова был закрыт.
Аланский мужской монастырь
И пироги пекут только с 11 утра. Решили время не терять и потихоньку уезжаем в сторону Алагира.
По пути, еще в Фиагдоне, мы час потратили на осмотр древнего комплекса из башен и склепов.
Склыпы в Фиагдоне
Дальше была крепость которая сливается со скалой, Дзивгисские предпещерные замки. Крепость построена/высечена в горе Кариу-Хох.
Но фото, портят дома, которые вплотную построены к этой крепости. Дальше была остановка в зоопарке, где живет одинокий леопард по кличке Крым и 4 медведя, здесь же находится и меч кровников, вход в этот зоопарк стоит 50р.
Мечь кровников
Не теряя времени вскоре мы прибываем к Ардонскому (Алагирскому) ущелью. Но прежде мы проезжаем Свято-Вознесенский собор, к сожалению времени в обрез и мы его не посещаем. По дороге наслаждаемся ароматом сероводородных источников:))
Начало ущелья украшает вот такой памятник: святилище Святого Георгия -Ныхас Уастырджи
Алагирское ущелье
Мне определенно нравится, что и в Осетии главным святым является Георгий Победоносец, сразу вспоминается как нас накачали грузины в Сванетии, я никогда не забуду этот 3 тост, который повторяется каждый 2 тост:)) В общем за этого Георгия, здоровья положил я немало:))
Там же находится каменный стол и большая чаша. Стол является святым местом и сидеть за ним могут только мужчины, чем я и воспользовался.
Стол
За этим столом решались важные государственные проблемы и прекращалась кровная вражда. Старцы ели пироги запивая их пивом и разруливали все проблемы. Вообще у Аланов есть много интересных традиций, историй, если интересно в сети очень много полезной информации.
Пока я ковырялся в картах, мне кто-то посигналил, это оказался Леха ilin8 который проводил экспедицию «По следам древних Аланов 2015»
Они собирались попасть в Дигорское ущелье через перевал, ну а у нас по плану было Цейское ущелье, но прикинув хвост к носу, мы решили тоже отправиться в Дигорию, а Цей оставить на следующий раз, т.к выбились из графика и явно не успевали пройти 100% маршрута.
В общем договорились встретиться вечером, ребята умчались, а мы заправились и пообедав в Алагире, поехали по асфальту.
Не буду вставлять фотографии памятников Сталина, они везде. Осетины искренне считали или считают, что Иосиф Виссарионович был не грузином, а осетином.
Жара стоит просто караул, едем потихоньку и наслаждаемся отпуском.
Вот поворот в Чиколе и мы вскоре в Дигорском ущелье.
Дигорское ущелье
Ущелье считается одним из самых красивых в Осетии. Действительно здесь просто шикарно.
Взяв у Макса (Медведя) трек с точками с посещения крайней Розы ветров, мы смело поехали вперед. Дорога отличная, небольшие подъемы и просто обалденные панорамы.
Ущелье быстро закончилось и мы въезжаем в национальный парк Алания. Здесь развилка на лево перевалы в сторону Грузии, ну а нам вправо в сторону КБР. Но дорог в КБР там нет, только тропы для пешиков и лошадей.
На развилке покупаем пироги на вечер и едем поднимая пыль через селения: Верхний Нар, Ахсау, Моска, Куссу.
Здесь у нас последняя цель, водопад Жемчужный. По пути хороший вид на г.Кубус. Проезжаем в самый конец долины, видим стоят машины и натянута цепь, сперва думаем идти пешком, но потом я возвращаюсь, открываю проезд и еду вверх на машине. Дорога нормальная, ну как нормальная! Обычная, горная. На машине мы быстро поднимаемся до памятника двум пограничникам, молодые ребята ехали на заставу и сорвались на автомобиле вниз, а лететь там ох как далеко. Это напоминание горе-джиперам на нас подействовало и мы оставляем машину возле памятника и дальше идем пешком. По дороге есть 2 засады, реально страшные, ширина дороги равна ширине нивы ну или чуть больше, сантиметров на 20 максимум, а грунт это мелкая каменная сыпуха, проходится это место на xx при включенной первой пониженной, но крен в сторону пропасти, как раз в том месте в ущелье до сих пор и валяются остатки белой машины вышеописанных ребят. Вторая засада еще страшнее, там дороги нет вообще, все смыло, но люди сделали подобие моста который смотрится весьма ненадежным. Дальше лайт.
Возле водопада Жемчужный
Пока шли на водопад, встретили белую ниву которая уже возвращалась, ребята поинтересовались как мы сюда попали и когда планируем возвращаться! Ключи от шлагбаума у них. Кое как мне удалось их уговорить, оставить ключи внизу, чтобы мы смогли выехать, спасибо-что вошли в положение, хотя женское население нивы активно протестовало и требовало, чтобы мы спускались вниз немедленно. Но водитель дал свой телефон и попросил позвонить как подъедем к шлагбауму.
Через 20 минут мы вышли на водопад.
Водопад Жемчужный
Водопад красивый, а назван так видимо за струю которая разбивается на тысячи капель и падает как россыпь жемчуга.
За водопадом находится пограничная застава и к нам сразу подошли два погранца и спросили куда дальше мы собираемся, поняв, что мы спускаемся вниз они спокойно пошли в сторону поселка, мы хотели их подвести, но у нас сзади творился такой хаус, что даже их автоматы некуда было положить, не говоря о двух здоровых мужиках. Если вы на полноприводной машине, водопад однозначно стоит посетить, если пешком, то смотрите сами, время подъема примерно 2-3 часа, дорога постоянно вверх и миллион поворотов.
Спустились довольно быстро, созвонился с хозяином шлагбаума, он мне сказал где спрятан ключ. Открыл-закрыл, ключ на место и помчались на поиски лагеря.
Стоянку нашли быстро на берегу реки с видом на водопады и ледники, в соснах как мы любим. Идеально ровная площадка второй раз за всю поездку. Устанавливаем лагерь и садимся ужинать, заодно включаю рацию на нужную частоту, чтобы мониторить канал на котором сидят ростовчане.
Ужин
Через час, в темноте рация ожила и я пошел встречать экспедицию на дорогу, они немного проскочили и пока возвращались стемнело окончательно.
Провел их к месту стоянки и пока они разворачивали лагерь, Лёха рассказал о потерях. У него порвано колесо и заклинило калитку запасного колеса, но с помощью молотка и чей-то матери все починилось, у Павла на пикапе немного оторван задний бампер. Собственно рубились они весь день, но были очень довольны. Дальше был вкусный шашлык, пиво и прочие прелести экспедиционных вечеров. В час ночи я ушел спать.

День 11 (19.08.15)

Встали рано, но ждали когда ребята проснуться чтобы попрощаться, ранее мы хотели остаться еще на 1 день, но решено было ехать домой. Распрощавшись мы двинули в родные пенаты.
Ребята спасибо вам. Накормили, повеселили, в общем за приятный дружеский вечер. Все было супер.
На Чиколе мы повернули влево в сторону поселка Урух, и в итоге выехали на нужную нам трассу. Домой добрались без приключений в 8 часу вечера, купили суши и символично отметили нашу розовую годовщину свадьбы, сегодня 10 лет и мы провели этот день в дороге, это даже лучше чем сидеть в кабаке:))
Думаю наше путешествие получилось интересным и с долей авантюризма. Считаю, что на 90% мы выполнили наш план, и на этом закрываем экспедиционный сезон в этом году. Денег больше нет и отпусков тоже:)
В следующем годы мы попробуем замкнуть кольцо Кавказа с Закавказьем и посетить следующую нитку: горная Тушетия-Кахетия-Азербайджан-Чечня-Дагестан, а на вторую часть отпуска, пока в приоритете Карелия. Загадывать не будем, поживем-увидим.

А теперь цифры:
Проехали более 2400км, трек записался не весь, как мог восстановил, но в общем все понятно и так.