Грузия-Армения Часть 3 online

Статьи

День 11 (17 июня)

Сванетия нас встретила холодным, дождливым утром.
МестияНужно было решать вопрос с машиной и ехать на ледник Лекзыр. Завел, что то она не едет, выхожу правое заднее колесо пустое. Ну что за НА! Кинув запаску на дюйм меньше поехали на ледник. По пути отвезли колесо на шиномантажку, запросили за ремонт целых 15 лари, что-то дофига…
Ну да ладно, времени в обрез, поехали.
Уже по знакомой дороге мы быстро проехали условное бездорожье и пошли пешком. В прошлом году мы неслись, сейчас топали не спеша. Ледник за год изменился очень сильно, исчезла «голубая пещера» из льда, но все равно здесь очень красиво, путь занял примерно час, может чуть больше.
Ледник
Вершины гор сильно заволокло облаками, постоянно накрапывает дождик, но все равно здесь хорошо.
Чтобы не заблудится здесь стоят вот такие турики, учитесь туристы:) А то сложат 2 камушка и думают всем видно:)
Турик

Погуляв по леднику мы в торжественной обстановке распили бутылку красного полусладкого и двинулись назад, время почти 4 вечера, с Ушгули должен был спуститься владелец подъемника. Собственно он и спустился, зовут его Андрей, в Местии живет уже 15 лет, родом из Краснодара. Причину неисправности нашли быстро. Оказалось лопнул патрубок обратки в вверху радиатора, поэтому я и не мог определить течь. В таком подленьком месте. Сняв верхнюю рамку, чтобы получить доступ к радиатору, быстро обрезали шланг, благо запас был. Денег за помощь брать отказался, но с условием что как земляк я должен выпить. Сразу нашлась 5 литровая бутылка белого домашнего вина и понеслось… Вскоре подошел его друг Владимир, мужик в годах, у него сегодня траур, он похоронил двоюродную сестру, и все по новой…
Еле-еле мне удалось уговорить их отпустить меня на час, чтобы я смог забрать свою жену из номера. В общем вернулись. На столе было вино, пиво, водка и жаренные сосиски:) Прям как обычно у нас в лесу. Пили долго, говорят тосты они еще дольше, я уставал держать стакан пока последний не скажет, меня постоянно просили сказать слово, но мой словарный запас был исчерпан через 5 тостов.
Вскоре подъехал их друг Коба и спросил не желаем ли мы подняться на вверх и покататься на канатке? Да конечно желаем, я уже в ахтунге, мне все равно на чем кататься.
На конатке конечно мы не покатались, я так думаю нас заманили чтобы познакомить с их другом Вахо! Опять стол и водка, я пить уже не могу, боюсь станет плохо прямо за столом:) С каждым новым членом застолья все обязаны выпить по 3 полных рюмки, третий тост обязателен за Святого Георгия. Говорить начинает самый старший, следующий говорит с права сидящий и так по кругу, пока всех выслушаешь заснешь. После слова Аминь все могут выпить. Вот и закончился день в полуобморочном состоянии, в полном коматозе от усталости и выпитого нас в 3 часа ночи привезли в нашу гостиницу.

День 12 (18 июня)

В Местию можно попасть из Тбилиси на самолете примерно за 55 лари, но здесь есть нюанс, при малейшей непогоде, а здесь это бывает регулярно, рейсы отменяют.
Изначально мы в Местии собирались остаться на 2 ночи, но когда узнали, что дорога через Ушгули на Лантехи и Кутаиси закрыта из-за схода лавин остались еще на одну ночевку. Опять у нас не получилось спуститься по горной дороге, прям невезение. Сказали, что ее расчистят к концу месяца.
Мы не были еще в сванском поселении Бечо, там есть огромный водопад и вид на Ушбу, все равно еще сутки здесь находится, поехали. Бечо находится в 18 километров от Местии, от поселка начинается плохая гравийно-грунтовая дорога, ехали долго по накатанной, бросили машину на поляне, дальше ехать нельзя, нашли тропу и рванули вверх, примерно через час встретили в лесу мужика со стадом быков, он нам сказал, что брод мы перейти не сможем и нам нужно обходить ущелье с другой стороны, чтобы попасть на водопад, это означало, что нужно вернуться назад в поселок, переехать через мост и опять подниматься, до темноты точно не успеем. Так у нас получилась очередная точка для следующего посещения.
Вот такая панорама открывается с дороги.
не далеко от Бечо
Вернувшись в Местию решили съездить на вверх, на крест с которого открывается вид на Местию и если повезет Ушбу. В Местии еще весна, видно, что в горах снега еще много.
дорога на вверх
Дорога за год сильно изменилась, на самый вверх одной машиной ехать не рискнул, не доехал до креста метров 300 и припарковал на поляне, улететь есть где и мосты тоже порвать можно на раз. В общем сильно рисковать не стали.
Вид сверху.

С этого креста начинается пеший маршрут, который займет 2 дня, в следующий раз мы хотим сходить в нормальный походик по сванским горам.
Спустившись назад любовались сванскими башнями, как же тут красиво.

Поставив машину пошли ужинать, форель в белом вине, ташмджаби «горячее пюре с сыром», наелись до отвала и оставили запись на стене кафе

Почти все стены кафе изрисованы туристами, но краснодарских записей не нашли.
Все, спать.
Пробег за день 90 километров.

День 13 (19 июня)

Встав рано утром и попрощавшись с Мариной мы двинули в сторону Тбилиси, только вчера мы узнали о событиях, надеялись что в городе все нормально.
В этот день как на зло распогодилось и мы решили еще раз завернуть в Бечо и сделали пару кадров.

По пути остановились в Шроше, где торгуют глиняной посудой, купили сувениров. Здесь в каждом районе своя фишка, в Шроше торгуют только глиной, чуть дальше целый поселок печет лепешки и женщины стоят на трассе и машут этими пирогами, есть деревни которые занимаются только гамаками и.т.д. Не зацикливаются как у нас только на грибах или фиалках.
Шроше
По пути в Тбилиси мы проезжали Мцхету и удачно выбрали место для снимка храма Светицховели, правда красиво?

Приехав в Тбилиси на место нашей гостиницы, мы ее не обнаружили, странно. Гостиницу забучили на букинге, называется Баку. Расписано все было как всегда хорошо, но отзывов было маловато, не обратил на это внимание. В общем связался кое-как с хозяином, он начал нести бред, что там ремонт, прорвало трубу и.т.д Попахивало лохотроном, в итоге мы прождали на месте примерно 30 минут, за нами приехал таксист и отвез нас в другую гостиницу, типа замена. Номер был нормальный все было, но находится фиг знает где и это в обычном доме переделанном под хостел. Мы отказались и уехали в отель где останавливались год назад.(Так что запомните, гостиница Баку!)
Предварительно позвонив и уточнив цену.
Приехали, выгрузили чемоданы, все нам знакомо, заходим на регистрацию еще раз уточняем цену, нам сказали, что нас не знают и видимо мы общались с хозяином, но соглашаются на 60 лари в сутки. Отдав паспорта на ресепшн, до нас доходит, что эта гостиница не та. И мы договаривались с другой. Мы сперва подумали, что они сделали перестановку и купили другую мебель, но слишком здесь было шикарно. В итоге оказалась, что мы перепутали вход, прошлогодняя гостиница находится в этом же дворе, но чуть дальше. Вот это фарт, заселили нас в классный номер, все есть. Вечером мы гулять не ходили, сил не было, с этой нервотрепкой. Позвонил в службу поддержки клиентов букинга, объяснил ситуацию и попросил отменить нашу бронь. При бронировании этой гостиницы, требовалось предоставить для гарантии банковскую карту и в случае нашего не заселения они могли снять со счета за первые сутки проживания. Вообще мы с таким столкнулись впервые.
Сходили в магаз, взяли как полагается пиваса и в номер. Через час мы уже спали.

День 14 (20 июня)

Встав рано утром мы решили обследовать старый Тбилиси, район серных бань «Тифлисские бани» Путь к ним занял примерно час по проспекту Руставели. В городе душно, жарко, погуляв по старому городу, мы в обед вернулись в номер, я сел писать отчет, а жена спать.
Серные бани
Долбаный интернет, а точнее его отсутствие на протяжении всей поездки просто достал. В 4 часа мы выдвинулись на гору Святого Давида. Подойдя к подножью горы купили 2 билета в один конец по 5 лари и поехали на фуникулере. Подъем занял минут 5. Погуляв по парку и прокатившись на колесе обозрения с которого открывается отличный вид на Тбилиси мы начали спускаться вниз. Идти достаточно долго, по пути зашли в церковь Святого Давида (Мтацминда (пантеон)Посмотрели на могилу Грибоедова и его супруги, весь вечер до глубокой ночи мы гуляли по Тбилиси.
Площадь Свободы
Вечером, встретились с родственниками моего знакомого по джиперскому увлечению. Они нам помогли в прошлом году, в этом мы привезли им небольшой презент. Поболтали и разошлись. В гостиницу еле приползли, ноги отваливаются, как будто я прошел ходовой день в горах.
Тбилиси все так же гудит, с сумерками начинается другая жизнь. Но нас уже это не так удивляет. Сегодня ровно 2 недели ежедневного трэша. Я устал.

День 15 (21 июня)

Решили немного выспаться, стартанули в 9 утра. Остановились на крепости Анаури, отдохнули на водохранилище.

Оставалось совсем немного до Казбеги и в районе Арки Дружбы уже на верху перевала у меня рассыпался термостат. Включаю печку на всю, а она гонит холодный воздух, отлично! Приехали!
Остываю на перевале и качусь на нейтралке вниз, в центре Степанцминде планирую поменять термостат минут за 30. Жена говорит, что нива это девочка, а все запчасти, что я взял это ее платья (гребанная простаквашино, прям:) Два платья она уже одела в виде полуоси и термостата который я тоже взял с собой, надеюсь оставшиеся платья (генератор и стартер) она не захочет одевать.
Прошло 3 часа! Грязный, мокрый и матерящийся я еле снял термостат, боялся повредить резиновые патрубки, а самозатягивающиеся заводские хомуты, просто так не снимешь и не оденешь. Термостат поменян, вода залита, едем в уже традиционное место ночевки близ Гергети. Температура нормальная, но левый винт подустал, живет своей жизнью.
Погода отличная, тепло и Казбек видно просто шикарно.
Последняя ночь
К нам приходит собака, которую мы кормили в прошлом году. Погревшись у костра и набрав воды на следующий день, мы ложимся спать. Ночью собака приходит в тамбур нашей палатке и дрыхнет с нами всю ночь.

День 16 (22 июня)

Старт в 8 утра, закупаемся на последние лари, покупаем тархун, ткемали и сыр с хлебом в дорогу. Скатываемся вниз к границе.
Грузинскую границу проходим за 5 минут, жена поучаствовала в соц.опросе на предмет отдыха в Грузии.
Дальше была привычная много километровая пробка из фур, мы радостно катаемся мимо них по встречке!

Буквально за 2 километра до КПП мы упираемся в пробку из легковушек. Я не верю своим глазам, ведь всегда проходили границу без проблем. Выхожу узнать, что за дела. Оказываться действительно пробка из желающих попасть в Россию. Вот Фак! Стоим 5 часов, хлеб сыр закончился.
Ну почему у нас «делается все для людей?» Работают 3 полосы, у них там был обед, пересменки и еще что-то. Сразу вспомнилась очередь на паром в Крыму, там мы простояли 16 часов.
Наглые осетины и блатные лезут без очереди, люди пытаются их не пропускать, но в итоге все равно они просачиваются в общую очередь уже перед самым КПП. Кто-то ругается, кто-то бросается под колеса, пытаясь не пустить наглеца.
В общем границу проходили очень долго. По дороге домой часто останавливались, приехали поздно ночью. Собственно на этом наше путешествие и закончилось.

В итоге могу сказать следующее: Если вы еще не были в Грузии и Армении то вы многое упускаете, я вас уверяю вы не пожалеете. Не обязательно ездить в таком формате как мы.
Можно посмотреть меньше, но более качественно провести свой отдых. Не всегда просто «объять необъятное» усталость накапливается изо дня в день и под конец ты уже почти овощ. Но у нас так почему-то получается постоянно, наверное внутренний ритм не дает размеренно путешествовать, мы всегда спешим, всегда много планов и как правило мы все успеваем и добиваемся своей цели. Но это того стоит.

Теперь немного статистики:
Общий пробег по одометру составил: 4782 километра (одометр врет на 10% в большую сторону, т.е реально мы проехали 4300)
Бензин=197 литров на 9120 руб. (средняя цена 46,29 за литр)
Газ=445 литров на 11274 руб. (средняя цена 25,32 за литр)
Цена за литр примерная т.к я переводил и лари и драмы в рубли.

Трек можно скачать здесь (почистил как смог)

P.S
Теперь приводим машину в порядок и свои финансы.
На этот год есть планы на единственный не охваченный нами северо-восточный регион Грузии: Горную Тушетию. Хотим сделать именно джип выезд по горам со спуском в Кахетию, винный край Грузии. Очень надеемся, что это у нас получится именно в этом году.
В этот раз рассчитываем на компанию из 2-3 экипажей т.к соваться в горы на одной машине так далеко от дома это не разумно. Четкого плана еще нет. Но не беспокойтесь, у нас с планами всегда порядок. Так что будем рады нескольким адекватным экипажам.

Если кто-то будет рассматривать эту поездку реально, можете написать мне в личку или позвонить. Сразу несколько условий:
1. Я должен знать Вас лично (хотя бы одного с каждого экипажа, вы ручаетесь за адекватность своего экипажа).
2. У Вас есть загран паспорта.
3. У вас есть полноприводный автомобиль.
4. Вы осознаете риск авантюры.