Поход в подТхачевье или «Жаркие. Майские. Мои!!!»

Блог umrnet
Лозунг по аналогии с девизом олимпийских игр Сочи 2014 мы переиначили в прошлогоднем первомайском походе вокруг Оштена, знатно мы тогда подморозились и он был в «тему», позже постараюсь восстановить хронологию некоторых наших походов.
Фотографии того похода тут

В этом году мы твердо решили, что снега мы не хотим во всяком случае в таком количестве как в прошлом году и выбор пал на Тхачи!
Это был наш третий поход в этот район, но все разы мы ходили разными маршрутами.
Нитки маршрута:

2012 год -п.Новопрохладное-Фирсова поляна-Княжеская поляна-г.Большой Тхач-балаган Ветреный-радиал. г.Малый Тхач-Колокольня- неудачный поиск тайника на р.Б.Сахрай-Лазурная чаша-Сахрайский водопад и ущелье -п.Новопрохладное
Фотографии тут
Трек можно скачать здесь

2013 год — п.Псебай-п.Перевалка-Бамбаки-вост.Ачешбок-западный Ачешбок-траверс м.Тхача-Б.Тхач-поляны Княжеская-Фирсова-п.Новопрохладное

2015 год — Новопрохладное-поляна Шестакова-, балаган Шестакова-пер.Осетинский-ЧВ-балаган Сахаров-балаган Мертвая балка-красная Скала-г.Шапка-балка Капустина-Никитино

По традиции руководителем группы в этом районе был наш товарищ Виктор, все 3 раза мы ходили с ним.
Мониторить погоду начали за неделю до похода, но она становилась все хуже и хуже. От местных жителей и туристов получили информацию о наличии снега, в этом году весна в горах поздняя и снега достаточно много. Это нас немного напрягало, в памяти еще сидели эмоции с прошлогоднего похода на Лаго-Наки и я хорошо помню как мы замерзшие смотрели в сторону Тхача, а там виднелась зеленая травка и солнышко, как же мы тогда хотели там оказаться.
Но не в наших правилах отступать из-за погоды, и мы начали готовиться. Были закуплены продукты на 4 дня, составлена раскладка на 2 человек. С этого годы мы решили даже в группе быть автономны по еде, газу и снаряге. В этом есть свои минусы, но и преимуществ много, в общем каждый решает для себя сам. Взвесив напоследок рюкзаки, вес которых меня опечалил, мой 17кг, супруги 12кг.
Группа состояла из 10 человек, маршрут планировался на 4 дня с 1 по 4 мая.

День 1

1 мая в 4-30 утра мы загрузились в нанятый микроавтобус и отправились в сторону п.Новопрохладного.
В 9-30 мы уже уже встали под рюкзак и шли в сторону брода на р.Сахрай.
подвесной мост
Пройдя 3 брода, мы свернули по волоку вправо и начали подъем по р.Куна.
План первого дня был амбициозным, нам нужно было дойти до поляны Шестакова. С самого начала подъем у меня как то не задался, дыхалка работает, но мышцы ног быстро забились, подниматься было тяжело. Обычно, второе дыхание открывается через 3-5 часов подъема, но в этот раз я так его и не дождался и плелся в самом хвосте группы гордо именуемым «замыкающим»
Группа разделилась на 2 части: 1 часть- 6 человек «Лоси», 2 часть- 4 человека группа здоровья:)
Собственно я замыкал последнюю, лишь иногда догоняя 1 группу когда они отдыхали на привале, но как только мы появлялись они сразу исчезали из виду.
В таком темпе мы к 5 вечера поднялись до балагана «Юбилейного» высота-… с этого момента начался снег.

Моросила крупа, было холодно и зябко, немного перекусив возле балагана мы двинулись дальше, руководитель сказал, что еще нужно немного пройти, максимум 1,5 часа
(в горах обычно считают не километраж, а среднее время прохождения между точками «ходками»)
Я про себя обозвал его фашистом и мы поплелись дальше:) Ноги промокли уже давно, а в снегу начали замерзать.
на тропе
Вечерело…
Уже в сумерках проходя очередной снежник, с трудом делая каждый шаг мы увидели впереди себя фонарики, это наши, шли к нам на встречу за водой с котелками в руках, мы обрадовались, что пришли и не просто на снежную и холодную ночевку, а в VIP нумера именуемые балаганом Шестакова.
Балаган Шестакова
Балаган представляет из себе небольшой домик, состояние его вполне хорошее, стол, лавки, широкие нары, печка. Но он тесноват для такой оравы, идеально подходит на 5-7 человек максимум.
Но в любом случае это был просто подарок судьбы, что он оказался свободным, переодевшись, ребята напилили дров и мы начали готовить ужин. Согревшись принялись готовится ко сну. Была одна проблема мы не могли все поместится, но ничего, план уплотнения никто не отменял. И бочком кое-как втиснулись.
Здесь уже кому-то повезло, а кому не очень. Мне пришлось обнимать Гену т.к места для моей руки не хватило, а кто то ел чужие волосы:)) Если ночью кто-то вставал, то назад лечь было очень тяжело, ряды смыкались моментально и назад на бок перевернуть спящего человека было проблемно.
Ночью нас разбудила мышка, она сперва бегала по нашему руководу, а потом смачно и шумно хавала конфету оставленную на столе. Было жарко, мы здорово раскочегарили печку.

Итог дня: Пройдено 23 километра, набор высоты составил 1100 метров, средняя скорость 2км в час 11 ходовых часов.

День 2

Встав в 5-30, позавтракав и собрав рюкзаки мы влезли в мокрые ботинки и пошли дальше.
День должен был быть легче первого и ночевка планировалась у ЧВ (чертовы ворота, они же Ачешбоки) Рюкзак остался такой-же тяжелый как и в предыдущий день, идти легче не стало, но была надежда, что к месту ночевки мы придем часам к 5.
Мы должны были пройти мимо Малого Тхача и балагана Даховского в сторону Осетинского перевала и дальше к г.Асбестной между западным и восточным Ачешбоком, тропа идет четко по границе майкопского района и краснодарского края.
подъем
Снега дофига, идти тяжело, он подтаял на солнышке и совершенно не держал. За перевалом я встретил своих знакомых, они поднимались от Тайваня, поболтав 5 минут мы разошлись. К этому моменту мы изменили лозунг похода на Майские. Жопные. Мои!:) Подъем на Чертовы Ворота отобрал последние силы, самое обидное, что толком мы их не увидели, моросил дождь и все Ачешбоки как назло были затянуты густыми облаками.
Ачешбоки
У нас была надежда, что лагерь поставим на перемычке, но когда мы подошли, то поняли, что наши помчались дальше, а зря! Вечером распогодилось и как нам рассказали туристы на следующий день, виды были потрясные.
На подходе к ЧВ
Где то здесь Маришка ударилась о камень и сорвала ноготь с пальца, а у меня разболелось колено (старая травма) хромая на разные ноги мы начали спускаться к балагану-Сахаров.
Теперь у нас настоящая группа здоровья:))
До балагана оставалось метров 50 и один небольшой подъем, но наступать на ногу я уже не мог. Увидев это дело один из участников схватил мой рюкзак и попер наверх. Кое-как без рюкзака я доковылял до балагана и начали обустраивать лагерь.
Балаган Сахаров
Балаган-Сахаров для жилья не пригоден, открытые окна, огромные щели и дыры в крыше+грязь делали нецелесообразной ночевку в домике.
растерев колено кокой-то мазью и забинтовав эластичным бинтом, принялись за обустройства бивака и приготовления ужина. Хорошо, что мы взяли литр спирта и сало, сегодня это было особенно в тему. Переживал, что к завтрашнему дню не оклемаюсь, но боль потихоньку ушла. Завтра очередной переход. Посидев немного у костра, все разошлись по палаткам.
вечер
Итог дня: Пройдено 17 километров, набор высоты составил 300 метров, средняя скорость 2км в час 10 ходовых часов.

День 3

Должен был быть самым халявным, мы ждали перехода максимум в 10км и полудневки. Но как всегда все вышло иначе. Поздний выход, рюкзак уже чуть легче (в следующий раз буду брать одни сублиматы, спирт и сало:)
Затяжной подъем по последнему снежнику и мы приходим в настоящую весну, радуемся что снег закончился и весело чавкая мокрыми ботинками, девчонки начинают петь. Двигаясь в сторону Агиге по грунтовой дороге открывается отличная панорама на Скирду и Сундуки,
Скирда
мы зачем то ломанулись влево с дороги в лес, видимо руковод решил срезать, но кроме животных троп, дорогу мы так и не нашли.
Потеряв полтора часа времени возвращаемся на основную дорогу и уже по ней сбрасываем высоту до брода. Сброс высоты утомил, колено опять болит, иногда легче подниматься чем спускаться. Но слава богам! У руковода проснулась совесть:) и он разрешил сделать часовой привал на обед! Целый час валяться на солнышке с снятыми ботинками, да после обеда, вот оно счастье:)
После обеда предстоял набор высоты в 600 метров вдоль красных скал, но на удивление шагалось легко, через 2 часа снова начался этот долбанный снег. Поднявшись на гору мы остановились для фото, вид на Скирду, Бамбаки и хребет Алоус завораживал, а парящий над нами огромный белоголовый сип провел последний штрих в этой идеальной панораме.
Алоус
Уже еле топая мы поднялись к траверсу для перехода на дорогу ведущую к г.Шапка, траверс окончательно убил мое колено.
Появилась связь, одна из участниц позвонила маме в Псебай и заказала пирожков, с этого момента все думали только о них:)

Походкой одноногого капитана Флинта уже в сумерках из последних сил догоняли ушедшую группу лосей, когда подошли лагерь уже стоял, постоянно моросил дождь и дул холодный ветер, разбив лагерь и поужинав возле костра, допив остатки спирта все завалились спать.

Итог дня: Пройдено 22 километра, набор и сброс высоты составил дофига метров, средняя скорость 2км в час 10 ходовых часов.

День 4

Утром нам открылся замечательный вид на хребет Скирда, наша йошка сразу выбрала жертву своих кульбитов и побежала на практику акро-йоги.
акро
В 10 утра мы не спеша вышли, наша цель спуск в Никитино по Капустинской балке, первая часть дороги очень красивая, огромные пихты, нетронутые места, заросший волок, но чем ниже мы спускались тем больше видели следов человека.

До поселка оставалось метров 700, на развилке нас дожидались все участники похода, часть из них пошла по синей маркировке на Капустинский водопад, мы же просто их дожидались.
Я не стал смотреть фотки этого водопада, лучше в следующий раз своими глазами его увижу, кстати сверху видно кусочек его верхней части, впечатляет.
Спустившись на дорогу между Кировским и Никитино мы обосновались на берегу м.Лабы и стали ждать водителя маршрутки, ждали долго, 4 часа, ребята даже ходили его искать в обе стороны, но позже слух дошел до него самого и он все таки за нами приехал.
А тем временем:
Трон

Итог дня: Пройдено 10 километров, сброс высоты составил 300 метров, средняя скорость 1км в час 9 ходовых часов.
Пройдено всего 72 километра

Через час мы были в гостях у Надиных родителей в Псебае, где нас накормили вкусными пирожками и котлетами, еда исчезала со стола в течении 2 секунд, представляете 10 голодных человек, которые мечтали о домашней еде на протяжении 4 суток, в общем было не до скромности, съели все что дали:)) Спасибо большое было вкусно и очень кстати.
В начали 11 нас выгрузили возле драм театра и попрощавшись мы разъехались по домам!
Спасибо всем огромное за такой классный поход, особенно группе здоровья:)) настроение супер, виды впечатляют, все болит, хочу еще!
Трек можно скачать здесь.
Остальные Фотографии это похода здесь
4 комментария
Savage
Маньяки какие-то: о)
Олег123
Так ты оказывается без пяти минут категорийник.
umrnet
У меня нет цели получения справки! Если бы хотел давно бы защитил категорию, но я не спортсмен и хожу для души.
Олег123
Я понимаю, но отсутствие справки не мешает им быть ;)