Калмыкия 2015

Блог umrnet
Давно хотели побывать в Калмыкии, посмотреть на степь, тюльпаны, окунуться в культуру буддизма.
Предварительно изучив все возможные отчеты по Калмыкии, составили свой маршрут, возможно он будет полезен туристам.
Поездку спланировали на 3 дня с 18 по 20 апреля сего года, так как выпадали целых 3 выходных дня.
Изначально я пригласил несколько экипажей и уже насчитывалось 6 машин и куча людей, но у всех не сложилось по разным причинам, чему впоследствии я был рад.
Мы привыкли путешествовать одни, в этом есть свои плюсы и минусы. Но я, постараюсь больше не собирать такое количество людей, идеальный вариант 2-3 машины.
В итоге, поехали 2 экипажа на двух шевиках, я и Вовка «Arbuz4x4» который дал положительное решение о поездке, накануне в пятницу вечером. У нас в салоне было 5 человек у Арбуза 2.
Планировалось стартовать в субботу в 06-00, пока заправились, упаковали рюкзаки на экспедиционник, из города на трассу выехали только в 7 утра.
Было решено ехать через Сальск на Яшалту на южную сторону оз.Маныч-Гудило. К слову нитка маршрута первого дня менялась несколько раз, но все равно получилось не так как планировали из-за погодных условий, переезда кордона заповедника и моей поломке на трассе

День 1

План первого дня: Краснодар-Кропоткин-Сальск-Яшалта-п.Манычский
Цель:Сплавать на лодке на остров «Пятисотка» иногда его называют «остров Тюльпаний» это часть территории заповедника «Черные Земли» и после посещения острова искать место для ночевки.
Чтобы туда попасть нужно заранее договорится с администрацией заповедника и двигаться от Яшалты в сторону поселка Манычский, не доезжая немного поселка свернуть на грунтовую дорогу в степь и двигаться до берегов озера Маныч-Гудило по урочищу «Пятисотка»
Пропуск в заповедник и разрешение на фото-видео съемку и услуги лодочника стоят 480р с взрослого человека, дети до 7 лет бесплатно, вас там встретят и будут сопровождать на экскурсии.
Все пароли и явки будут в конце отчета.
причал ориентировочно здесь
Почему ориентировочно? Да потому, что все пошло наперекосяк!
Не доезжая до Сальска 100км, у меня, что случилось? Правильно, поползла температура вверх!
БК выдавал ошибку реле вентилятора, которое было заменено на месте, но это не изменило ситуацию, Арбуз как раз нас догнал, когда я стоял на трассе и остывал и поехал вперед в поисках запасных реле и проводов т.к мы хотели запитать винты напрямую от АКБ и дальше в Сальск в поисках электрика.
Правый вентилятор крутился процентов на 20 и вскоре вовсе замолчал, одного винта хватило чтобы потихоньку доехать в Сальск, нас уже встречал электрик, диагноз винт сгорел!
Кто знает технологию замены вентиляторов и радиатора на шниве с кондиционером, могли бы сейчас прослезиться, но я то умный:) Я заблаговременно сделал съемную планку и теперь чтобы снять радиатор с винтами достаточно открутить с десяток болтов, отсоединить хомут с термостата и радиатора и вуаля!
Каким то чудом в магазине оказался нужный нам вентилятор, отвалив 1500р я его отдал электрику и с Арбузом поехали на мойку мыть радиатор, раз уж сняли то и помыть не помешает! Тем временем Vist чистил радиатор кондиционера сжатым воздухом, в общем через пару часов мы поехали дальше по маршруту. Я радуюсь нормальной температуре.
Еще до Сальска поднялся очень сильный ветер, у нас такой бывает наверное только в Новороссийске, машину кидало из-стороны в сторону из-за хабарей на крыше, парусность была ого-го.
Я прозвонил научному сотруднику в заповедник и сказал, что мы подъезжаем и будет ли возможность свозить нас на остров (договаривался заранее), мне ответили, что работы по установке причала еще не закончены и в такую погоду туристов не возят. Обидно, досадно, но-ладно! Думаю к фестивалю тюльпанов они все успеют.
Приехали!
Меняем план по ходу, время уже пятый час и нам нужно искать место для лагеря. Пролетаем Яшалту и сворачиваем с трассы в сторону большого Яшалтинского озера, ветер в степи дует еще сильнее!
Проезжаем мимо озера «вонючки», запах просто жесть:)
По пути фотографируем пеганок (это такие уточки с красным клювом)
И уезжаем подальше. Ищем холмы, деревья, бугры. И тут с права по борту видим возвышенность и едем смотреть, место не фонтан, пейзаж тоже довольно унылый, но время не оставалось на поиски более комфортного, скоро стемнеет. Здесь ветер немного слабее и решаем ночевать тут.
Жалею, что не поехал в сторону «Черных Земель» может там было бы красивее. Но рисковать не хотелось, могли просто не пустить.
Хотя панорама на Большое Яшалтинское озеро тоже ничего, особенно в пасмурную погоду (гребанный ветер) заставляет нас думать, что мы полярники:)
Большое Яшалтинское озеро
Кое-как ставим 3 палатки, стол и готовим ужин. Хорошо, что я взял пуховую и штормовую куртки, перчатки и шапку.
Пока накрывали стол, мою кемпинговую палатку сломало ветром, лопнули 2 секции и она завалилась, кое-как ее растянул, перевязал сломанные секции скотчем, что в прочем мне не помогло и завалил сверху рюкзаками и канистрой с водой. Это позволило нам более менее нормально в ней переночевать, но второй такой ночи она уже не выдержит это точно!
Немного побродили по окрестностям, пофоткали озеро
Безымянное озеро
и встретили первые экземпляры тюльпанов, которых в этом районе практически нет.
После установки бивака, мы сели ужинать и по чуть-чуть отметить начало нашего путешествия.
Компания оказалась душевная, пели песни, травили байки и истории:) Это был самый мясной день, шашлык взяли все. Расползлись по палаткам и уснули под хлопающие тенты.

День 2

План второго дня: орнитологический выезд в поисках птиц на озера Джама и Царык, достопримечательности Элисты, ночевка на северной стороне о.Маныч-Гудило недалеко от оз.Долгенькое, фотографирование тюльпанов и полный релакс.
Проснулись рано, но мой экипаж собирался долго (все дни) это еще один минус раздутости человека-мест на одну машину, зато не скучно:)
Выехали на асфальт и буквально через пару километров ныряем в степь не доезжая п.Соленое.
Едем мимо озер Джама и Царык, особо любопытные пробуют соль на вкус, я не рискнул:)
Тюльпанов уже гораздо больше, но все же чувствуется, что мы приехали рановато, пик цветения будет через недельку как раз в аккурат фестивалю.
Останавливаемся на практику акро-йоги.
Совсем забыл сказать, что по мимо Vista в моем экипаже ехал преподаватель йоги, в миру Елена! Ленча не давала нам скучать, и пыталась всячески нас закрутить в загагулину, смотрите сами, познания Дзен в калмыцкой степи! Было весело.
акро-йога
Проехав по берегам двух озер и множества соленых луж и не встретив птиц (видимо они тоже испугались ветра, который не прекращал дуть) выехали на асфальт в поселке Октябрьский и двинули на Элисту через п.Приютный. До Элисты было 150км асфальта, доехали часа за 3.
Припарковав машины в квартале от центральной площади первым делом пошли в центральный хурул

«Золота́я оби́тель Бу́дды Шакьяму́ни»
«Крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия, один из крупнейших буддийских храмов в Европе. Здание хурула имеет 63 метров в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе девятиметровую статую Будды.» (с.)
Хурул
Вокруг хурула расположены 17 позолоченных статуй буддийских учителей.
Так же на внешнем периметре на территории хурула есть огромное кюрде «барабан» где заложено 75 миллионов мантр он находится в пагоде Семи дней, чтобы очистить карму нужно взяться за поручни и пройти 7 кругов по часовой стрелке.
Рядом с стенами хурула расположена целая линия этих барабанов, которые тоже обязательно были прокручены.
кюрде
Огромная территория может забрать у вас 2 часа минимум, но мы как всегда спешили.
Для того чтобы зайти в молитвенный зал необходимо разуться, для этого там стоят специальные лавочки и обувные полки, женщинам нужно повязать платок на пояс если вы не в юбке.
В центре зала расположена огромная статуя Будды 11 метров, ходить нужно строго по часовой стрелке и не поворачиваться спиной к Будде, стоят лавки, можно посидеть и послушать успокаивающую мелодию. Фотографировать запрещено, но мы тайком сделали несколько кадров на память, но после этого очистили карму с помощью кюрде:))
Будда
Было забавно наблюдать как некоторые по привычке крестятся и кланяются, потом испугано смотрят по сторонам.
Жаль, что мы не попали на горловое пение и не увидели как монахи строят мандалу, возможно это знак и мы еще туда вернемся.
После мы пошли на центральную площадь где расположены золотые ворота и шахматная доска.
Калмыки уже играли в шахматы, на сколько я знаю, что у местных школьников в школе есть предмет «шахматы» т.к эта игра является национальной страстью.
шахматы

Мы были изрядно голодные и пошли искать национальную кухню, возле площади есть какой-то общепит, обычная столовка, мы в нее не пошли. Нашли малюсенькое кафе напротив главного входа в хурул на.ул Клыкова. Как только мы припарковались разразился ливень, очень сильный. В кафе «ЭЭЖИН ЦЯ» есть всего 4 столика, но там готовили местные блюда чему мы были рады.
Заказали:
Береги-это наши пельмени только форма другая и фарш из баранины
Махан-это бульон из баранины с большой картошкой и куском мяса, засыпается репчатым луком
Борцоки-это сладкая выпечка
Калмыцкий чай-мне не понравился, очень на любителя:))
Обед на 7 человек вышел 1800 рублей, Vist крикнул как гусар, угощаю всех! Олигарх наверное:)
Ливень прикатился, в центре Элисты царила атмосфера нашего «Московского моря» все улицы были прилично затоплены.
Нам нужно возвращаться назад по асфальту 50км до поселка Приютного, а от туда уже в степь.
Пока Арбуз заправлялся на лукойле, мы попытались найти местное пиво, есть у нас такая фишка, покупать бутылочку иноземного пойла и добавлять наклейку себе в коллекцию, но мы обломались в Калмыкии нет своего пивзавода.
Проехав приютное мы выехали на грунтовку, скорость держали 40-50км, но потом меня чуть не скинуло в овраг, пришлось включить меж-осевую и пониженную, калмыцкий грунт (рыжая глина) знатный, залипал на машине и мылил колеса не хуже нашего чернозема, но тем не менее мы ехали нормально, даже немного поджиповали, по пути к месту ночевки Vist помог вытолкать застрявший матиз. На небе появилась красивая радуга.
наверное вкусная
Километров через 15 мы свернули влево в сторону озера Долгенького, там была запланирована наша вторая ночевка, еще километров 5 и мы на месте N46 10.842 E43 11.121, мы подъехали с южной стороны озера, берег там крутой, обрывистый, я же планировал ночевку с северной стороны, но погода еще ухудшилась, стемнело, пришлось искать место здесь. С этим была засада, нашли небольших 2 бугорка (толку от них ноль), поставили машины буквой Г и начали ставить лагерь. Арбузы сразу отказались спать в палатках и готовили лежбище в машине. Моя палатка в хлам, в общем у виста не осталось выбора, как приютить всех у себя в трехместных апартаментах.
Поставили стол, забарикодировали «клиренс» под машиной рюкзаками и лишними стульями, влезли в спальники и принялись трапезничать кто пивом, а кто коньячком. Девчонки быстро замерзли и ушли спать, но а мы поболтав еще часок полезли за ними, как раз к бешеному холодному ветру начала срываться снежная крупа, а из-за рта уже валил пар.
Не знаю как Вовка, а я себя чувствовал как селедка в банке (весь затек), но совершенно не замерз, все таки 5 человек согревают друг-друга лучше любого спиртного.
Я проснулся в 5 утра, вылез из палатки в надежде пофотографировать тюльпаны в росе, но из-за ветра все было сухое. Пришлось поваляться еще часик, в 6 утра я окончательно проснулся и пошел погулять на озеро в надежде увидеть птиц, на пол пути меня догнала супруга и мы еще час шарились по степи фотографируя ирисы и разномастные тюльпаны.
тюльпаны
С самого утра в этот день ветер гнал необыкновенно приятный аромат, это была полынь, ее было так много, что казалось даже воздух пропитан ее запахом.
На северном берегу птиц мы не встретили, но посмотрев в объектив камеры увидели их на южном берегу, к сожалению как всегда времени не было, впереди был очень длинный и трудный день.
На обратном пути к лагерю мы встретили степную гадюку, она спокойно грелась на утреннем солнышке и абсолютно не обращала на нас внимания.
Степная Гадюка
Тюльпанов и ирисов здесь было в избытке, но все равно чувствовалось, что мы приехали рано, самое интересное будет впереди.
Позавтракав и собрав вещи мы выдвинулись в путь, на часах 8 утра.

День 3

План третьего дня: оз.Долгенькое-оз.Маныч-Гудило-п.Уралан-п.Цветной-п.Молодежный- оз.Грузское-п.Маныч-2 филиала центра диких животных (Внимание все поселки есть на карте, но в реальности существует только последний, остальные это максимум 1-2 строения в степи)
Цель: Попасть домой

Ехали в сторону поселка Уралан, дороги нет, кругом степь, людей нет, только птицы, тюльпаны и ветер.
По пути встречали совсем маленьких барашков, которые мирно паслись.
Журавль-Красавка спокойно гуляет на месте высохшего лимана, но танцевать не хотел:)
Журавль-Красавка
По пути останавливались на разминку и фотографирование.
йошка
Этот день был богат на пернатых, мы встретили еще пролетающих пеликанов
Несколько раз останавливались на берегу Маныч-Гудило для фото.
Маныч-Гудило (дуркуем)
Ехали довольно долго, степь сейчас очень красивая, сочные тона зеленой травы отлично гармонируют с облаками и панорамой на озера.
Нам нужно по степи приехать из Калмыкии в Орловский район Ростовской области в поселок Маныч, где находится один из двух филиалов центра редких животных N46 24.638 E42 38.632
Проезжая поселок мы по знаку поворачиваем налево в степь и через 5 километров останавливаемся перед центром, после нескольких звонков к нам выходит сотрудник и начинается экскурсия.
Здесь мы посмотрели страусов, кулана, оленей, лам и.т.д. Жаль, что верблюды, яки, бизоны были на выпасе.
Деньги экскурсовод брать отказался, мы его поблагодарили и поехали смотреть сайгаков в следующий центр.
Второй филиал расположен в поселке Кундрюченский N46 45.768 E42 06.423 он расположен на берегу искусственного водоема, прождав начальника минут 10 мы прошли внутрь, здесь посмотрели на филина, сайгаков, дикобраза, страусов.
На этом наше путешествие закончилось, мы попрощались с нашими путниками т.к крейсерская скорость у них была гораздо выше, дома были в 12 ночи, возвращались через Тихорецк.
Всю дорогу домой дуркавали и я по моему немного порвал рот:))
Теперь по поводу посещения:
Для того чтобы попасть на остров «Пятисотка» нужно заранее позвонить сотрудникам заповедника «Черные Земли»
Для посещения центра диких животных нужно позвонить в ростовское отделение или напрямую начальникам филиалов и договорится.
Я не буду открыто публиковать их телефоны, если они вам понадобятся, пишите в личку или umrnet@bk.ru.
Трек писал со второго дня, самое интересное, его можно скачать ЗДЕСЬ

Цифры

Пробег: порядка 1300 км.
Топливо: 30 л бензина 1000 р, 180 л газа 3045 итого 4045 р
Запчасти и ремонт: 2000р
Сувенирка и кофе на заправке: 300р
Еда на все дни: 1500р
ИТОГО:7845р
Расход газа по трассе составил 17 литров на сотню, кстати газовые АЗС в Ставропольском крае, Ростовской области и Калмыкии более развиты чем наши, у меня сложилось такое впечатление, что их наравне с бензиновыми заправками.
Не забудьте подключить мобильные опции для роуминга.
Мы уже придумали план на следующий год, посмотрим все, что не успели в этот раз.
Всем спасибо за компанию, поездка получилась изумительная не смотря на погоду, было весело и интересно.
Если понравилось, лайкай! Это греет мне душу:))
10 комментариев
Троль
Вова, отличный отчет)
Спасибо:)
Миша
Прочитал 2 раза… Так и не понял: как можно съездить в Калмыкию с 25 по 27 апреля, выложив отчет 22 апреля???
umrnet
Исправил:) Просто чумной был после поездки.
Миша
Это хорошо, когда счастливые часов не наблюдают -)))
Это получается, вы в самый ветрюган поехали? У нас в городе страшно дуло в эти дни.
umrnet
Да, задувало просто жесть…
Но я был готов ехать в любую погоду, 3 выходных бывает не часто.
Сейчас почини палатку и готовлюсь на майские.
Олег123
Завидую белой завистью, у меня заказ на фланец сняли (((, теперь до 9 точно без машины ((( Хоть и у меня впечатления о Калмыкии: «Ничто посреди ничего», не понимаю я степей.
umrnet
Дело вкуса, есть своя изюминка в степи:)
Олег123
Так я и не говорю что там плохо, просто странно как — то )))